Домой Лечение Десять модных правил от Коко Шанель! Семья Коко Шанель

Десять модных правил от Коко Шанель! Семья Коко Шанель

Коко Шанель (англ. Coco Chanel) – пожалуй, одна из самых ярких личностей прошлого века, которая смогла изменить моду в сторону удобства и элегантности. Выбравшаяся в высокий свет из бедственного положения, она стала примером для многих людей, показав, что происхождение может совершенно ничего не значить, если есть ясная цель. Французы до сих пор ассоциируют фразу «Искусство жить» именно с Шанель.

  • Настоящее имя: Габриель Бонёр Шанель
  • Годы жизни: 19.08.1883 – 10.01.1971
  • Знак зодиака: Лев
  • Рост: 169 сантиметров
  • Вес: 54 килограмма
  • Объем талии и бедер: 67 и 99 сантиметров
  • Размер обуви: 35,5 (EUR)
  • Цвет глаз и волос: Карие, брюнетка.


Коко родилась в приюте города Сюмора. Его работники дали девочке имя Габриэль, в честь одной из тех, кто принимал роды. Матерью Коко Шанель была Евгения Жанна Деволь, плотничья дочь, а отцом – Альберт Шанель, обычный торговец рынка. Родители тогда не были женаты, жили в бедности.

Когда Габриэль исполнилось одиннадцать, ее мать умерла, и отец бросил девочку с сестрой и двумя братьями одних. Дети Шанель отправились в дом для сирот при монастыре, где Габриэль пробыла до совершеннолетия. Коко Шанель уже в детстве осознавала свое положение, однако вопреки всему она не переставала мечтать о хорошей жизни.

Начало восхождения

В монастыре Коко Шанель дали рекомендацию, которая помогла ей устроиться на должность помощницы бельевого торговца в маленьком магазине. В то же время она пела и танцевала в кабаре, пробовалась в театре, но не преуспела в этом. В одном из кафе к ней и пристало прозвище Коко, потому что девушка любила петь песни «Куи Куа Ву Коко» и «Ко Ко Ри Ко».

Несмотря на отсутствие особенного успеха, кабаре дало возможность Коко Шанель приблизиться к той жизни, о которой она грезила: именно там ее увидел состоятельный отставной офицер Этьен Бальзан, который был настолько очарован девушкой, что увез ее в свой дом, оказавшийся настоящим замком.

Коко долго привыкала к роли офицерской любовницы, ей все время чего-то недоставало. Однажды она поняла, что хочет быть модисткой. Этьен над этим лишь посмеялся, однако свел ее с Артуром Кэйпелом, английским промышленником, и тот согласился поддержать идеи Шанель, несмотря на отсутствие у нее нужного опыта.

Близкие люди Артура называли его Боем. Несмотря на молодость, он был успешным предпринимателем, умевшим продвигать дела. Кроме того, он тоже интересовался модой, и с его помощью Коко Шанель смогла открыть свой первый шляпный магазин для парижанок. Дело оказалось успешным. Прошло три года, и у нее открылся второй магазин, уже в городе Довиль.

Путь в высший свет

Успех раскрепостил в Коко Шанель множество талантов. Не обладая предпринимательским опытом, она сумела быстро не только раскрутить свой бизнес, но и оставить его на плаву даже в годы Первой Мировой войны. Кроме того, она сама придумывала дизайн всех вещей, которые продавала, и все, что выходило из-под ее рук, несло в себе подлинную элегантность и удобство.

Мечта Габриэль сбылась: она стала известной модисткой, о ней говорили в высших кругах. К ней приходили самые известные дамы Парижа, они говорили о Коко Шанель, рекомендовали ее друг другу, и вскоре она стала первой в истории закройщицей, которая сумела получить доступ в аристократические круги не как слуга, а как равный член общества. Ее имя стало феноменом, оно гремело на весь свет.

Коко Шанель привлекала внимание высокородных особ даже в других странах, она зналась с Великим российским Князем Дмитрием, сблизилась с английским Герцогом Вестминстерским, ее стали окружать композиторы, балетмейстеры, люди искусства.

Вершины своей славы Коко Шанель достигла к пятидесяти годам. Несмотря на то, что этот возраст считается уже достаточно немолодым, именно к своему пятидесятилетию она по-настоящему расцвела, достигла совершенства и во внешности, и в образе, который создавала все это время.

Упадок и новый рывок

Когда началась Вторая Мировая война, женщине пришлось закрыть все свои салоны и магазины. Она приняла тот факт, что в такое время никому нет дела до моды. Годы процветания оставили ей множество связей, которыми ей пришлось воспользоваться, чтобы вызволить одного человека ее близкого круга из немецкого плена. Для этого Коко пришлось обратиться к немецкому офицеру, и когда это стало известно, ее арестовали. Заключение продлилось всего несколько часов — Коко выпустили с условием, что она оставит Францию, и женщина почти на десять лет обосновалась в Швейцарии.

После войны у Коко Шанель появилось множество конкурентов в ее излюбленном деле. Одними из самых успешных были Диор и Баленсиага. Власть в мире моды из женских рук перешла в мужские, но ненадолго. Когда Коко Шанель исполнилось семьдесят, она вернулась в Париж и снова открыла салон. Критики ее разгромили. Но Коко на это не обратила, казалось, никакого внимания. Уже через три года она не только вернула себе былую славу, но, пожалуй, даже ее преумножила. Женщина объясняла это тем, что она жила полной жизнью своего времени и подарила костюмам свободу движения, в чем и заключалась настоящая элегантность.

Шанель Коко умерла в возрасте восьмидесяти семи лет. Произошло это в отеле Риц из-за сердечного приступа. Последним пристанищем знаменитейшей модистки стала швейцарская Лозанна, а последним украшением — пять львов на надгробии.

Самые знаменитые достижения

С именем Коко Шанель связывают появление моды на загар. Однажды женщина отправилась в круиз и в этом плавании сильно загорела. Когда она прибыла в Канны, то не стала скрывать свой загар, и люди последовали ее примеру.

Знаменитые на весь свет духи, которые получили имя Коко, Шанель стала использовать и продавать после того, как Эрнест Бо, парфюмер, иммигрировавший в Россию для придворной службы, предложил ей на выбор пять ароматов. Женщина остановилась на последнем из них, пятом, потому что он был синтезирован искусственно и не напоминал ни одного цветка. Так появился аромат «Chanel № 5».

Женщины прославляют Коко Шанель за то, что она ввела в обиход маленькое черное платье. Его можно было носить весь день и вечер, не переодеваясь, и в зависимости от необходимости просто менять аксессуары, чтобы лучше соответствовать окружению. По легенде, она придумала его, когда умер ее друг, тот самый Артур с прозвищем Бой. Носить траур по тем, кто не был супругом, в то время считалось предосудительным, и это платье стало своеобразным выражением ее отношения к произошедшему.

Еще одна очень важная заслуга Коко Шанель — введение в обиход сумочек на длинных цепочках, которые можно было носить на плече. По признанию самой женщины, она постоянно забывала про ридикюли, всюду их оставляла, к тому же носить в руках их было тяжело. Накинутые же на плечо сумочки не доставляли таких неудобств.

Личная жизнь Коко Шанель

Несмотря на огромный успех, Коко Шанель была не слишком счастливой. Ее личная жизнь полна крутых поворотов и глубокой драмы. Начать следует с того, что при обилии поклонников она ни разу не была замужем, кроме того, дети у Коко появиться не могли, потому что она оказалась бесплодной.

Такой широкой известности фамилии Шанель Коко достигла не только благодаря своим несомненным талантам, но и при помощи постели. Ее проекты требовали больших вложений, и она не брезговала просить их у любовников. Из-за этого она прослыла вечной содержанкой, и первый, кто взял ее на содержание, был уже упоминаемый Этьен Бальзан.

После этого любовная связь у Коко Шанель была с Артуром Кейпелом, который и помог ей запустить бизнес. Они были вместе довольно долго, однако не все это время Шанель была счастлива. Дело в том, что Артур по прозвищу Бой был тем еще бабником. Поначалу он сдерживался, будто остепенившись, но со временем старые привычки взяли верх, и он стал изменять возлюбленной модистке. Любовь Шанель была так сильна, что она закрывала на это глаза, говорят, она даже простила Артура за то, что он ушел от нее к другой светской львице и выбрал в жены именно ее. По слухам, Коко пришлось даже шить для новой избранницы Боя свадебное платье. Она признавалась, что любила этого человека больше, чем кого-либо. Гибель Боя в аварии ее сильно подкосила, она долго была в депрессии.

Только через год она вновь завела роман, на этот раз с князем Дмитрием Романовым. Коко Шанель была старше его больше чем на семь лет, однако это не помешало их бурным отношениям. Этот союз оказался очень плодотворным: князь подал Шанель идею сделать красивых девушек манекенщицами, он спонсировал ее проекты и познакомил с императорским парфюмером, который и создал для Коко знаменитый парфюм. Отношения продержались год, когда князь уехал в Америку для женитьбы на состоятельной девушке.

Долго оставаться в одиночестве Коко не пришлось. У нее завязался роман с герцогом Вестминстерским, и эти отношения были воистину королевской красоты. Когда уже дело двигалось к свадьбе, оказалось, что герцог хочет от Шанель детей. Снова камнем преткновения в отношениях Коко стали дети. Роман с герцогом длился четырнадцать лет, но пара все-таки рассталась. Сама Шанель любила детей и хотела их, но после многочисленных абортов в юности завести их уже не могла.

Во время Второй Мировой войны Коко Шанель познакомилась с дипломатом из Германии по имени Ганс Гюнтер фон Динклаге. Именно из-за него она оказалась втянутой в шпионские игры, с его помощью она вызволила из плена своего племянника и оказалась на плохом счету у властей Франции, именно из-за него она была вынуждена уехать в Швейцарию. В результате и этот союз распался, Коко Шанель и Ганс Гюнтер фон Динклаге не только много ссорились, но даже дрались.

Это был ее последний роман. После него она целиком ушла в бизнес моды, сотрудничала с Голливудом, меняла все представления об одежде и стиле. Детям Коко Шанель могли бы перейти по наследству все наработки этой выдающейся женщины и все ее состояние, однако возрождать ее дом мод пришлось Карлу Лагерфельду. Он смог сохранить огромное наследие великого модельера и не позволил пропасть тому, что сделало Коко, талантливую Шанель одной из самых удивительных женщин двадцатого века.

Одна мудрая женщина как-то сказала: "Мода проходит, стиль остается". Это слова легендарного дизайнера Коко Шанель. Она ушла из жизни в 1971 году, и у руля созданного ею модного дома встал другой всемирно известный кутюрье - Карл Лагерфельд. Но принципы, внедренные в жизнь незабвенной Коко, по-прежнему актуальны. Ее кредо - красота в простоте. Джинсы, леггинсы, кеды и футболки, которые так любят носить современные женщины, меркнут перед восхитительной элегантностью бессмертного стиля Шанель. Вот десять модных уроков, которые она преподала всему миру.

1. Брюки делают женщину свободной. Коко первой спроектировала и сама начала носить брюки - в то время, когда остальные дамы вокруг возились с корсетами и длинными юбками. Ее пример оказался заразительным, и вскоре женская половина мира по достоинству оценила преимущества мужской одежды. Сейчас это звучит странно, но благодаря Шанель представительницы прекрасного пола получили возможность удобно сидеть и быстро ходить. Днем сама Коко любила носить укороченные брюки в сочетании с дорогими свитерами классического покроя, а для вечерних выходов в свет создала знаменитые широкие брюки, подобные тем, что потом прославила Марлен Дитрих.

2. Идеальная юбка должна закрывать колени. Мадемуазель Коко искренне полагала, что женские коленки крайне уродливы, поэтому самое правильное - спрятать их под одеждой. По сути дела, она совершенно права, поскольку большинству представительниц прекрасного пола действительно больше всего идет именно такая "классическая" длина. А мини, тем более экстремальное, может себе позволить надеть далеко не каждая. Шанель разработала несколько базовых моделей юбок, удобных деловым леди, - преимущественно прямых и узких, с декоративными складками в шлицах или небольшими цельнокроеными оборками-годе.

3. Аксессуаров должно быть много - чем больше, тем лучше. Коко Шанель их просто обожала, причем в невероятных по нынешним меркам количествах. Она позволяла себе смешивать бижутерию с драгоценностями, хотя последних, причем весьма дорогих, у нее было немало. Редко ее можно было увидеть не увешанной нитками жемчуга, бусами из рубина, изумруда и полудрагоценных камней, без блестящих запонок в виде мальтийских крестов на манжетах, без броши-камеи (это ее "фирменный" знак), берета или опущенной на самые брови шляпки. Даже когда она одевала простую белую рубашку наподобие мужской, все равно не могла обойтись без всего вышеперечисленного.

4. Идеальный костюм сочетает в себе мужское и женское. В начале 1920-х годов образ девчонки-сорванца со стрижкой "боб", мальчишеским силуэтом и стервозностью во взгляде стал благодаря придумавшей его Коко Шанель невероятно популярным. Она с легкостью присваивала одежду своих поклонников - начиная со свитеров игрока в поло Боя Кэпеля и заканчивая твидовым пальто герцога Вестминстерского. Она также любила носить матросскую тельняшку, украшая ее бесчисленными бусами, носки с рисунком и рыбацкие свитера грубой вязки.

5. Стильная обувь может быть двухцветной. Обожая сочетание черного и белого, Шанель создала знаменитую модель туфель - белых лакированных босоножек с черным носком. Она считала, что такая обувь делает женщину более сексуальной и визуально уменьшает размер стопы. Причем, по мнению Коко, даже на невысоких каблуках босоножки такой модели смотрятся просто превосходно, потому что их можно носить буквально под любой костюм.

6. Сумка должна быть на ремешке, чтобы руки оставались свободными. Черный стеганый ридикюль на цепочке, созданный Шанель в дополнение к образу бизнес-леди, до сих пор считается одной из классических моделей дамской сумки. Именно Коко в 1930-х годах придумала сумки с удобной лямкой, которые легко носились на плече, не спадали и оставляли простор для движений руками. Вариант из простеганной кожи появился в 1955 году и обрел вторую жизнь в 2005 году благодаря Карлу Лагерфельду. Такие сумочки стоят от 2,2 до 2,5 тысячи долларов, но зато, как говорят, они из тех вещей, которые прослужат всю жизнь.

7. Поклоняйтесь маленьким черным платьям. Понятие LBD - little black dress - Коко Шанель ввела в обиход в 1926 году, и это был большой подарок всем женщинам. Она поставила перед собой цель создать платье, которое одинаково подходило бы для дня и вечера, было сексуальным и достаточно универсальным, чтобы выглядеть по-разному с различными аксессуарами. До Шанель черный цвет считался неотъемлемым атрибутом траура, но когда она предложила дамам свое видение "маленького черного платья", эту модель - удобную, элегантную и придающую стройность - стали носить все.

8. Пиджаки должны быть мягкими, как жакеты. В 1925 году Коко Шанель разработала свою знаменитую концепцию "мягких пиджаков", свободно облегающих женскую фигуру и не стесняющих движений. Вместо традиционных пиджаков, имевших жесткую формованную структуру и пошитых из плотных тканей, Шанель предложила женщинам нежный шелк, высокую пройму и узкие рукава, создававшие изящный силуэт и обеспечивавшие легкость жестов. Трудно себе представить, что до Коко дамы в пиджаках не могли позволить себе без ущерба для имиджа пожать плечами или, махнув рукой, остановить такси. Говорят, знаменитые жакеты от Шанель - те самые, оригинальные, - до сих пор лежат где-то на барахолках, вытащенные из бабушкиных сундуков, и продаются за бесценок.

9. Роскошь должна быть удобна, иначе это не роскошь. Это та самая причина, по которой и дневная, и вечерняя одежда от Шанель всегда разрабатывалась с учетом того, чтобы женщину не стеснял ее наряд. Низкие каблуки, блузки без рукавов под жакетами, сумки на длинном ремне, вязаные эластичные жакеты - все это было предназначено для удобства прекрасных дам. Коко всегда прежде всего думала о комфорте своих клиенток и об их образе жизни. Она никогда не создавала моду ради моды. "Ищите женщину внутри платья. Нет женщины - нет и платья", - говорила она.

10. Духи - такая же одежда. "У женщины, которая не пользуется духами, нет будущего", - эта знаменитая фраза Шанель актуальна до сих пор. Еще широко известны ее слова о том, что "духи нужно использовать там, куда хочешь получить поцелуй". Химики модного дома Шанель долго корпели над созданием цветочного аромата, усиленного альдегидами, и в 1922 году добились своего: в результате получился долгостойкий специфический запах, который трудно спутать с каким-то другим. Разрабатывая дизайн флакона, Коко осталась верна своим принципам и поместила женские духи в совершенно "мужскую" квадратную бутылочку.

Родился 5 ноября 1987 года в Чимкенте (Казахская ССР). Окончил Новосибирское государственное театральное училище. Играл в новосибирском театре "Глобус". В 2010 году окончил Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), курс С. А. Голомазова. Актер Московского драматического театра на Малой Бронной.

Американская актриса и модель Эшли Грин родилась в городке Джексонвилль (штат Флорида, США). В Голливуд перебралась в семнадцатилетнем возрасте сразу же по окончании школы. За все время Грин ни с кем не встречалась. В одном интервью она сказала: «Моя мама хочет, чтобы у меня был молодой человек, но я и мои менеджеры против этого. (смеется)». 11 августа после премии «Teen Choice Awards» Эшли была замечена папарацци с молодым актером Чейсом Кроуфордом целующиеся в машине. Сама актриса и Чейс это никак не прокомментировали, и после этого ни разу не были нигде замечены вместе.

Американская певица на днях заявила, что собирается завершить свою карьеру и заняться исключительно семьей. Звезде надоело постоянно быть в центре внимания прессы - слухи о ее личной жизни и различные фотожабы ее уже просто бесят. "Мне все это настолько надоело, что я готова плюнуть на свою карьеру, - сказала Бритни, - если бы вы знали, как я хочу иметь обычную нормальную семью!"

Антонова Наталья Сергеевна родилась 12 марта 1974 года в Москве в семье, не имевшей отношения к искусству. Мама - педагог-филолог, папа - военнослужащий. Наташа росла подвижной озорной девчонкой. "Хулиганили, веселились: прыгали, бегали, варили смолу, катались на коньках", - вспоминает актриса. Но самой любимой игрой был футбол, в который она играла вместе с мальчишками. К футболу она пристрастилась благодаря брату: Я стояла на воротах. Помню, очень волновалась, боялась пропустить мяч.

Родилась в Москве, окончила факультет журналистики МГУ. В детстве испытывала волю, прыгая с мальчишками с гаражей. С 1993 года работала на ВГТРК редактором, затем корреспондентом программы «Вести». С 1997 года вела информационные выпуски «Вестей» на телеканале «Культура», потом - дневные новостные выпуски на РТР. С 2002 года представляет новости на Первом канале. Замужем. Муж, Илья Копелевич, возглавляет отдел московских корреспондентов Первого канала.

Сотникова Вера Михайловна родилась 19 июля 1960 года в Волгограде. Ее родители не имели абсолютно никакого отношения к искусству, но старались любыми способами привить Вере вкус к творчеству, любовь к творчеству. Все свои отпуска родители тратили исключительно на то, чтобы Вера и Галя (сестра Веры старше на пять лет) ходили по лучшим музеям. Детство было очень счастливым. Вера Сотникова вспоминает: "Меня окружала любовь, и мне очень нравилось, когда меня хвалила мама. С теплым чувством вспоминаю семейные праздники, длинный стол, застеленный белой скатертью. К нам всегда приходило много гостей. И мы со старшей сестрой помогали маме готовить плюшечки, розочки какие-то, салаты. Конечно, все, что человек впитал в детстве, он невольно старается проецировать на свою взрослую жизнь".

Большинство коллективов, в которые входят представительницы прекрасного пола, редко отказываются от обнаженных съемок, с завидной регулярностью появляясь в мужских журналах в соблазнительных позах. Лена Темникова, Оля Серябкина и Настя Карпова наотрез отказывались сниматься в эротических фотосессиях. И даже согласившись появиться топлес, отдали предпочтение музыкальному журналу. "Раздеваясь для обложки Billboard, мы не преследовали цели возбудить как можно больше мужчин, – рассказывают участницы трио. - У нас были другие задачи. Беда наших мужских журналов в том, что все откровенные фотосессии, которые они делают, примитивны, как дважды два. Голые женщины в соблазнительных позах изображают из себя снегурочек, официанток, школьниц, вамп – кому как больше нравится. И выглядит это в большинстве своем дешево".

Мэтт Дэймон (Matt Damon) родился 8 октября 1970 года в Кембридже штат Массачусетс, в семье Кента Дэймона и Нэнси Карлссон-Пейдж. Первые два года своей жизни Мэтт провел в богатом районе Бостона. Там его отец работал налоговым инспектором, а мать профессором колледжа. Мэтт американец, но имеет английские и шотландские корни, также известно, что его дедушка был Финном. Не исполнилось ему и трех лет как родители развелись, и Мэтту вместе с братом пришлось вернуться в Кембридж, где они жили вместе с матерью. У Мэтта есть брат Кайл, который старше его на 3 года. В настоящее время Кайл работает скульптором.

биография

Габриель Бонёр Шанель (фр. Gabrielle Bonheur Chasnel, 19 августа 1883 - 10 января 1971) была ведущим французским кутюрье, которую философия модерниста, вдохновление модой мужской одежды и преследование дорогой простоты сделали, возможно, самой важной фигурой в истории моды 20-ого столетия.

Она родилась в Сомюре в 1883 году, хотя утверждала, что появилась на свет в 1893, в Оверни. Мать умерла, когда Габриели было шесть лет, позже её отец оставил её и её четырёх родных братьев; дети Шанель были тогда на попечении родственников и провели некоторое время в приюте. В 18 лет Габриелла устроилась продавцом в магазин одежды, а в свободное время пела в кабаре. Любимыми песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco», за что ей и дали прозвище - Коко. Габриель не преуспела в качестве певицы, однако во время одного из её выступлений офицер Этьен Бальзан (Etienne Balsan) был очарован ею. Она переехала жить к нему в Париж, но вскоре ушла к английскому промышленнику Артуру Капелю (Arthur Capel). После дел с щедрыми богатыми мужчинами она была в состоянии открыть магазин в Париже в 1910, продавая дамские шляпы, и в течение года дом моды переместился на улицу Cambon, где и находится по сей день, как раз напротив отеля Ritz. Влияние Коко на высокую моду было таким, что она была единственным человеком в области, который попал в Список 100 самых влиятельных людей «TIME MAGAZINE» 20-ого столетия.

К 1919 году у Шанель уже были клиенты во всём мире. Многие носили её фланелевые блейзеры, юбки свободного покроя, длинные свитера из джерси, матроски и знаменитый костюм (юбка + жакет). Сама Коко сделала себе короткую стрижку, носила маленькие шляпки и солнечные очки.

В 1921 году появились знаменитые духи «Chanel № 5». До Шанель женские духи не обладали сложными запахами. Это были моноароматы. Шанель выступила новатором, предложив женщинам первый синтезированный парфюм, не повторяющий запах какого-нибудь одного цветка. Коко Шанель также популяризировала маленькое черное платье, которое можно было носить в течение дня и вечера в зависимости от того, как оно дополнено аксессуарами. В 1926 году американский журнал Vogue приравнял по универсальности и популярности «маленькое черное платье» к автомобилю «Ford». Несмотря на огромный успех моделей Шанель, в 1939 году Коко закрыла все бутики и дом моды, потому что началась Вторая мировая война. Многие кутюрье покинули страну, но Коко осталась в Париже. После окончания войны она уехала в Швейцарию.

В 1954 году 71-летняя Габриель вернулась в мир моды и представила свою новую коллекцию «от кутюр». Однако былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона. Коко усовершенствовала свои классические модели, и в результате самые богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Костюм «от Шанель» стал символом статуса нового поколения: изготовленный из твида, с узкой юбкой, жакетом без воротника, обшитым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами. Также Коко вновь представила дамские сумочки, ювелирные изделия и обувь, которые впоследствии имели ошеломительный успех.

В 1950-1960-е годы Коко сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году легендарная актриса Кэтрин Хепберн исполнила роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко». Личная жизнь Габриели так и не сложилась: у неё было множество романов, но она не вышла замуж и не стала матерью.

10 января 1971 года в возрасте 88 лет великая Габриэль ушла из жизни. Она похоронена в Лозанне в Швейцарии в могиле, окруженной пятью каменными львами. С 1983 года Карл Лагерфельд принял руководство домом моды Шанель и стал его главным дизайнером.

Фотографии










Екатерина Старова

Ею все восхищались, а каждый шаг придирчиво оценивали. Получилась «капризная, властная, вздорная и гениальная» Коко Шанель. Но разве можно было с таким характером создать современный канон благородства, простоты и гармонии в одежде? Так какой же все-таки она была?

Жизнь бедной провинциальной швеи - вот всё, что смогла предложить судьба юной Габриель Шанель, выросшей без родителей. Сиротский приют, монастырь, швейная мастерская, захолустный городок… Вот уж правда: родилась без крыльев. Но маленькая мадемуазель не смирилась. И решила не мешать им вырасти.

В свободное время она стала шить шляпки и вместе с подружкой прогуливалась в них по своему городку Мулену. Случилось чудо: ее шляпки быстро стали популярными.

Очень скоро девушка стала содержанкой молодого офицера - предел мечтаний для бедной швеи! Но не для Шанель. Она находит деньги и открывает маленькое ателье. Потом свой салон на знаменитой теперь улице рю Камбон. Потом модный Дом. И уже через несколько лет светские журналы напишут: «Женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель, безнадежно отстала от моды».

Наверное, ей помогла сама судьба - тем, что с самого начала «не вписала» Габриель ни в один канон: маленький рост, мальчишеская фигурка, неправильные черты, отсутствие денег, влиятельных родственников и страстная жажда свободы, самостоятельности, тяга творить… Все это так далеко было от существовавших в начале XX века представлений о женщине, которой позволялось лишь заботиться о семье, быть слабой и беззащитной, очень красивой и не очень умной. Зачем же тогда Габриель держаться за старую жизнь, не припасшую для нее ничего достойного? Зачем цепляться за старые взгляды, даже если их разделяют все? Лучше уж идти своим путем, даже если по нему еще никто не ходил…

Но это легко говорить из нашего времени, стоя в конце пройденного Шанель пути, видя все ее завоевания и успехи. Но тогда, сто лет назад, перед ней не было дороги: эту дорогу ей предстояло проложить самой. Своими поисками, своей работой, своим талантом (она не любила, когда о ней говорили: «Гениальная!»), своей любовью, своими потерями и своим одиночеством. Некому было пообещать ей побед. Наверное, надо было быть Шанель, чтобы решиться сразиться с судьбой.

Она ни на кого не была похожа. И дело было не в одежде. В ее Дом моды шли не за новыми нарядами, а за новой жизнью. «Шанель создала женщину, которую Париж до нее не знал…» - написал Морис Саш в книге «Десятилетие иллюзий».

Эта новая женщина наконец обрела внутреннюю свободу, по которой давно тосковала, и научилась сама строить свою судьбу. Она избавилась ото всего, что ее сковывало и мешало расправить крылья, - начиная с корсетов и длинных волос, заканчивая представлениями о возможностях женщины.

Эта новая женщина терпеть не могла безделья. Сама Шанель любила вставать с петухами и рано ложиться спать и не уставала повторять: «Главное для женщины - постоянно работать. Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела».

Она точно знала, зачем и куда ей нужно идти, знала цель каждого жеста и слова.

Она всегда делала все, за что бралась, максимально хорошо и всегда предъявляла к себе самые высокие требования. О себе мадам говорила: «Я смотрю на костюмы, которые выпускаю, и думаю: те, кто их покупают, пожалуются ли они на крошечные недостатки, какие замечаю я одна? Нет. И все же переделываю заново, чтобы было лучше».

Эта новая женщина умела любить и жить с открытыми глазами - учиться у всего, с чем встречалась в жизни, и во всем черпать вдохновение.

И она никогда не останавливалась. Не упускала шансы. Она могла ошибаться, но от того, что считала важным, не отступала никогда.

Она умела сохранять собственную неповторимость и женственность. И противостоять даже требованиям моды. «Она не была красива в строгом смысле этого слова, но была неотразима. Ее речь не была ослепительной, но ее ум и сердце незабываемы». Правильные черты лица - редкий дар природы, но свет внутренней красоты озаряет лицо, и оно становится неотразимым.

А еще Коко Шанель, не раздумывая, протягивала руку помощи многим талантливым людям, даже пугала их своей щедростью. Ее друзьями были Кокто, Дали, Пикассо, Дягилев, Стравинский, благодаря ей родились многие шедевры искусства. «Деньги дают возможность помочь тем, кем восхищаешься, создавать замечательные вещи. Я много помогла русскому балету и просила только одного: чтобы никто об этом не знал».

С ней было непросто, но ее доброе сердце всегда побеждало. Вот как отзывался о ней один из ее друзей, Жан Кокто: «Со своими вспышками гнева, приступами злости, баснословными драгоценностями, своими творениями и своими причудами, своими крайностями и своими любезностями, как и своим юмором и своими щедротами, Коко слагается в уникальную личность - привлекательную, притягивающую - и в то же время пугающую, чрезмерную… но в конце концов человечную!»

В 71 год, богатая, влиятельная, обладающая неограниченными возможностями, Коко Шанель решила вернуться в мир моды, который покинула больше 15 лет назад. Там уже было много молодых талантливых модельеров, и ее никто не ждал. Первая, созданная ею после возвращения коллекция провалилась. Почти все решили: время Шанель прошло, ничего нового она уже не предложит. Но мадам не отступила. Она много работала, искала новые идеи, не уходя от своих канонов, и в конце концов - победила. А свою последнюю коллекцию Коко Шанель представила публике, когда ей было 87 лет.

Она создавала не моду, а классику и открыла новый образ жизни для себя и еще для очень многих женщин. А стиль, простой и естественный, элегантный, гармоничный и очень женственный, стал его отражением. Может быть, поэтому он выдержал экзамен времени и остается по-прежнему актуальным.

на журнал "Человек без границ"

Новое на сайте

>

Самое популярное