Домой Здоровье Финансовая грамотность детей в разном возрасте. Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка. Стоит ли платить за домашнюю работу

Финансовая грамотность детей в разном возрасте. Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка. Стоит ли платить за домашнюю работу

Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Возраст до 3 лет и возраст 5-7 лет - крайне тревожные для родителей дошкольников, и обращение к специалистам, в том числе педагогам, в эти годы особенно велико. Чтобы платные услуги детского сада пользовались успехом, необходимы:

  1. Изучение спроса родителей, проживающих на конкретной территории и формирование списка услуг на основе спроса.
  2. Грамотное позиционирование услуг, донесение информации о них целевой аудитории.
  3. Конкурентное качество самих услуг.
  4. Конкурентное качество обслуживания при предоставлении услуг.

Каждый из этих этапов наполнен множеством нюансов. Управленческие, юридические, социальные, педагогические аспекты построения системы успеха дошкольной образовательной организации требуют изучения и увязывания между собой. Вдумчиво изучить успешный опыт в данном направлении и выстроить актуальный проект изменений Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре , который пройдёт в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.

Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

Для начала, ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет? Обязательно запишите свой вариант.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача - дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея - бережливость, «я - бережливый ребёнок».

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д..
  • Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
  • Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо".

Пример беседы с родителями:

  1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
  2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
  3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
  4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
  5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
  6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами?За что?
  7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
  8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

«Домашнее задание» маме и папе

  • Побеседуйте со своим ребёнком:
  • Что такое деньги?
  • Зачем деньги нужны?
  • Откуда берутся деньги?
  • Есть ли у тебя деньги?
  • Как ты тратишь свои деньги?
  • Сколько тебе нужно денег?
  • Что нового Вы узнали?

Получить еще больше конкретных методических рекомендаций по направлению «Развитие финансовой грамотности дошкольников от 3 до 5 и от 5 до 7 лет» вы сможете на .

Присоединяйтесь к нашей активной творческой работе!

  1. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
  2. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
  3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
  4. Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
  5. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
  6. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
  7. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
  8. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
  9. Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.
  10. Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.
  11. Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ "Весь", 2013.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Все родители хотят дать своему ребенку максимум полезных знаний, чтобы подготовить его ко взрослой жизни. Мамы и папы не могут прийти к единому мнению во многих вопросах, например, с какого возраста нужно заниматься с малышом иностранными языками, учить его читать и писать. Взрослые редко задумываются о том, что стандартный набор знаний – это далеко не все, что необходимо для гармоничного развития личности. Родителям кажется, что дети смогут грамотно распоряжаться финансами без особого их участия, что рано или поздно сама жизнь станет учителем в этом вопросе.

Однако такой подход в корне неверный. Воспитывать финансовую грамотность нужно буквально с пеленок – с того момента, когда ребенок в магазине впервые начнет вас о чем-то просить. Он должен понимать, что деньги возникают не по мановению волшебной палочки, чтобы их заработать нужно приложить немало усилий. Важно помочь ребенку выработать правильное отношение к деньгам, вдохновить на серьезные достижения, уделить внимание творческому подходу к заработку, а не просто воспитать трудолюбивого работника, который выполняет дела на автомате.

Как достичь успеха в этом непростом деле? Ответственным родителям поможет подборка полезных советов:

1 . Старайтесь чаще брать ребенка с собой в магазин. Объясняйте ему свой выбор: почему в тележке лежит именно этот товар, а не какой-то другой. Можно зарабатывать миллионы и при этом быть постоянно без денег. По-настоящему богат только тот, кто умеет разумно распоряжаться финансами и не спускать все деньги на ненужные вещи.

2 . Перед тем, как купить сыну или дочери желаемое, напомните, что похожие игрушки у него уже есть дома. Предложите такой вариант: если вы купите сейчас то, что он хочет, то от новой покупки придется в другой раз отказаться. Ребенок может попробовать манипулировать вами, говоря, что родители знакомых покупают им все, что душе заблагорассудится. Не идите на поводу и не переживайте. Объясните, что сравнивать нет смысла. Вы, например, никогда не сравниваете его с другими детьми. Хочется рассчитывать на взаимность – чтобы вас с другими взрослыми в один ряд не ставили. Общество потребления диктует свои правила. Мы живем в мире, где продаются не товары и услуги, а ощущение принадлежности к тем избранным, кому доступна покупка желаемых вещей. Постарайтесь рассказать это ребенку простым и понятным его возрасту языком.

3 . Один из символов самостоятельности – это . Предложите своему отпрыску хранить деньги в трех разных местах. Из одной копилки пусть он берет деньги на приятные повседневные мелочи, например, мороженое или билеты в кино. Во вторую откладывает средства на дорогостоящие покупки. Третья – для инвестиций, этими деньгами он сможет воспользоваться только во взрослой жизни. Важно не только предложить такой способ ребенку, но и постоянно ненавязчиво подсказывать, как лучше распределить финансы. Для начала вы можете предложить следующую схему: 40% - текущие расходы, 50% - сбережения и 10% - инвестиции. Постепенно ребенок сможет вывести для себя удобное соотношение и научится принимать взвешенные решения самостоятельно.

4 . Важно научиться нести ответственность за собственные траты. Если выделенные деньги исчезли быстрее запланированного или были потеряны, то не стоит давать сразу же новую сумму. Объясните, что важно бережно относиться к финансам, расходовать деньги экономно и совершать обдуманные покупки, а не импульсивные.

5 . Многие родители допускают серьезную ошибку, когда начинают платить детям за выполненные домашние дела. Так поступать нельзя. Важно воспитать именно любовь к труду, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса, а не только рассчитывал на материальное вознаграждение.

6 . Перебирайте старые игрушки вместе. Если у ребенка есть вещи, которыми он больше не пользуется, то предложите ему такие варианты: ненужное можно продать или поменяться в друзьями.

7 . Научите ребенка отдавать просто так, не ожидая ничего в ответ. Занимайтесь вместе благотворительностью.

8 . Финансовой грамотности можно и нужно обучать в развлекательной форме. «Монополия», «Денежный поток» и другие настольные игры отлично справятся с этой задачей. С их помощью можно моделировать ситуации, с которыми ваши дети встретятся во взрослой жизни. Помогите сформировать правильное отношение к ошибкам. Любые неудачи – это опыт, который пригодится в дальнейшем.

9 . Без силы воли и терпения правильное отношение к финансам не сформировать. Интересен так называемый «маршмэллоу-тест». Психолог Уолтер Мишел в 1960 году оставил группу детей в комнате. Каждому из них он дал по маршмэллоу и рассказал правило: если не съесть лакомство сразу, а подождать 15 минут, то можно получить второе такое же. Дети, которым удалось справится с соблазном, во взрослой жизни стали успешными. Те, кто не удержался, серьезных результатов не достигли. Важно управлять своими желаниями и уметь ждать.

10 . Самое главное, что можно сделать для ребенка, чтобы научить его грамотно пользоваться финансами, - во всем подавать личный пример. Глупо объяснять, как правильно распоряжаться финансами, а затем спускать деньги на ветер.

Деньги на мелкие расходы получают около 78% школьников. Если подросток не имеет возможности получать доход из других источников - например, благодаря подработкам или стипендии, то практические навыки обращения с деньгами он будет наращивать уже после достижения трудоспособного возраста. Но позднее знакомство с деньгами может стать причиной высокорискового поведения и снижения благосостояния в будущем, поэтому знакомство с полем финансовых возможностей, рисков и стратегий лучше не откладывать на «18+».

Дети и деньги

В среднем, через детский карман проходит 400 рублей за неделю. Дети с большим удовольствием «проедают» их - конфеты, мороженое, чипсы. На питание в школе уходит половина - 200 рублей, траты на мобильную связь, кино и подарки уступают в популярности. При этом только треть опрошенных родителей (33%) регулярно обсуждает с детьми вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами, время от времени это делает 29% участников иисследования НАФИ.

Как следствие - дети и подростки знают о финансовых продуктах и услугах или совсем ничего, или очень поверхностно. Они чаще всего не представляют, как работают сберегательные, страховые и инвестиционные инструменты, чуть выше уровень осведомленности о карточных и кредитных продуктах. При этом представления детей о различиях и функциях таких продуктов, как правило, являются ошибочными. Даже подростки постарше (15-17 лет) достаточно плохо понимают, как устроена финансовая система страны, несмотря на профильные предметы школьной программы. В таких условиях дети усваивают убеждения и установки (негативное отношение к кредитованию, картам и т.д.), которые в будущем могут стать для них барьером на пути разумного пользования этими финансовыми сервисами и продуктами - индивидуальному финансовому благополучию.

При невысоком уровне финансовой грамотности, несовершеннолетние дети и подростки активно пользуются деньгами, в том числе онлайн. Техническая грамотность позволяет активно использовать безналичные способы оплаты, но отсутствие базовых правил персональной бухгалтерии может привести к формированию дефицитных стратегий управления личным бюджетом. Именно современные технологии, с которыми подростки на короткой ноге, могут упростить обучение финансовой грамотности и сделать этот процесс игровым, понятным и увлекательным.

Как учить и учиться финансам

В большинстве стран мира есть госинициативы по повышению финансовой грамотности населения, не исключением является и Россия. У нас действует Национальная Стратегия , которую координирует Министерство Финансов РФ и Координационный межведомственный комитет при Банке России. На сайте Стратегии, конечно, много материалов, но помочь разобраться в конкретных финансовых инструментах они не помогут, тем более, детям и подросткам. Ребенка можно водить на открытые лекции и другие тематические события - некоторые некоммерческие организации, которые работают с финансовой грамотностью, и крупные бизнес-компании устраивают подобные образовательные практики. Например, QIWI регулярно организует экскурсии, проектные занятия и специальные программы для детских лагерей.

Если идти никуда не хочется, да и времени на это нет, то помогут книги. В последние несколько лет в России вышло сразу несколько книг, и переводных, и отечественных. Для детей от 5-7 лет - «Финансовая грамотность для детей и подростков» Н.Смирновой, для среднего и старшего школьного возраста, - «Юный инвестор», К. Бейтмана. Авторы книг - как правило, специалисты финансового рынка, независимые советники или сотрудники финансовых организаций, но попадаются книги и бизнес-тренеров. Переиздают классические труды Р. Кийосаки.

С книгами всё хорошо, но этим форматом современных детей уже не удивишь, скорее, мобильными приложениями, играми или веб-сервисами. Кстати, предложений среди разработчиков игровых механик очень много, особенно популярны сюжетные игры в духе фермы, такие как «Мой ресторан» или «Я – продавец». Эти симуляторы не имеют большой методической ценности, но они знакомят ребенка с основами и делают это довольно рано -дети увлекаются играми с 6 лет. Есть игры, в основе которых лежат навыки из реальной повседневной жизни (например, веб-игра ЖЭКА).

Игры и приложения для финансового воспитания

Обучающие симуляторы предлагают в формате игры попробовать себя в той или иной роли. Например, почувствовать себя инвестором поможет приложение investbattle, попробовать оплатить ЖКХ, как взрослый, можно в игре ЖЭКА. Обучающие игры помогают изучить финансы - ответить на вопрос или разгадать ребус. Они помогут узнать много нового, но не выработают практических навыков. Например, игра «Финансовый футбол» проверяет знания игрока в области управления личными финансами по мере того, как он двигается к воротам противника, чтобы забить гол. Словари и справочники объясняют основные финансовые термины. Этот формат - следующая ступень после книг с ровно тем же контентом.

Ориентированным на приобретение практических навыков является формат мобильного приложения. Здесь ребенок не только получает необходимые знания, но и использует их на практике. У юного пользователя воспитываются правильные привычки: экономность, обдуманное потребление, финансовое планирование, постановка целей и т.д. Детям, знакомым с такими приложениями, проще говорить со взрослыми на одном языке и понять, зачем мама и папа работают.

Мировой опыт

В мире приложения по обучению финансовой грамотности и накоплению очень развиты. Например, в США очень популярно SmartyPig, ориентированное и на детей, и на взрослых. Оборот приложения - $5 млрд., копилке SmartyPig пользователи уже доверили $180 млн. При этом потребность в обучении финансам детей в Америке ниже, чем в России, так как уровень финансовой грамотности там выше, чем у нас, хотя штаты не на верхней позиции по этому показателю, да и вообще весьма консервативны в плане финансов. Многие относят это к пережитку текущих кризисов.

Прорывной страной в этой области является Сингапур. Там банки начинают работать с детьми с пяти лет, сопровождая его на всем жизненном пути. Как минимум 6 банков в этой стране предлагают счета для детей. При этом открыть его можно как онлайн, так и при личном визите ребенка в отделение банка. Это позволяет ребенку стать полноценным пользователем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым воспитывая финансовую дисциплину и самостоятельность. Минимальный размер депозита для этой возрастной категории составляет от $1 до $5. Чаще всего счета детей и депозиты застрахованы. Правда, процентная ставка по таким счетам ниже, чем у обычных, и в среднем равна 0.1% -0.3%. Иногда проводят специальные акции, благодаря которым дети могут получить процентную ставку до 2%. Но в среднем низкие ставки обусловлены большими издержками обслуживания счетов. Помимо этого, переводы между счетами детей и родителей в одном банке осуществляются бесплатно. Обслуживание счета составляет $1-2 и становится вообще бесплатным при достижении определенной суммы на счете (например, $500). Правда, некоторые банки не зарабатывают деньги за обслуживание, уменьшая деньги на остаток по счету.

В российском контексте к категории практических относятся приложения, которые позволяют ставить цели, а родителям поощрять их выполнение. За успешное и своевременное выполнение задач в виртуальную копилку ребенка начисляются баллы: смайлы, звезды, совы, дублоны и прочее. Сколько баллов и за какие достижения - решается на семейном совете вместе с ребенком. То, во что превратятся баллы, в живые деньги, конкретный подарок или нематериальное вознаграждение, опять же, решает вся семья, исходя из материального положения и подходов к воспитанию. Изначально, такие приложения предполагали только денежную мотивацию, но со временем выяснилось, что у этого подхода к воспитанию есть большие педагогические трудности, поэтому разработчики подключили нематериальные стимулы. О своей готовности создать подобные приложения заявили многие банки, и, скорее всего, в ближайшее время мы увидим подобные решения от Сбербанка, Тинькофф и других.

Учим детей финансовой грамотности

В статье рассматриваются вопросы по разработке и апробации образовательной модульной программы по повышению финансовой грамотности подростков в организациях дополнительного образования детей.
Ключевые слова: финансовая грамотность, образовательная программа.

The article discusses questions on development and approbation of the educational modular program for increase of the financial literacy of teenagers in the organizations of additional education.
Keywords: financial literacy, educational program.


Экономика и развитие будущего нашей страны прямо зависит от знаний и информации, а значит, осознанность подрастающего поколения каким путем заработать деньги и куда их направить очень важно. К примеру, можно потратить деньги на организацию бизнеса с нуля, инвестировать их в какой-нибудь выгодный проект и т.п. И чем раньше дети приступят к изучению основ финансовой грамотности, тем быстрее станут осознавать их закономерности, тем успешнее будут строить свое будущее.
Главная беда населения страны заключается в патологической нехватке средств. А она, в свою очередь, неизбежна оттого, что мы каждый день допускаем одинаковые ошибки, удивляясь, отчего же их не хватает.
Социально-экономический кризис общего развития мирового сообщества втянул в эти отношения и подростков. У них появляются защитные реакции в ответ на личный выход из проблемных ситуаций, которые связанны с материальными потребностями.
Слово «экономика» дети слышат с детства, и, так или иначе, связывают с ним определенные свои материальные блага. А вот с понятием «финансовая образованность» не каждый знаком, и понимание, как можно ребенку участвовать в развитии страны, знает далеко не каждый.
Таким образом, экономическая неопределенность требует создания педагогических условий, в которых подростки овладели бы основными знаниями и умениями в области финансовой грамотности для того, чтобы они могли сами принимать обдуманные решения, пользуясь денежными средствами.
Для успешного формирования финансового образования важны две основные цели: желание обеспечить свою личную безопасность в области финансов и поднять уровень жизни.
Источником такого формирования для несовершеннолетних, помимо личного жизненного опыта, наблюдения за окружением, опыта родной семьи, средств массовой информации могут и должны стать учреждения дополнительного образования детей – детско-юношеские центры, центры детского творчества и другие, так как здесь дети собираются по интересам и главный мотив их действий – это интерес.
В течение 2011-2015 гг. преподавательский коллектив ГБПОУ «Волгоградский экономико-технический колледж» является активным участником программ по повышению финансовой грамотности. С 2014 года колледж является участником Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и работает по контракту «Разработка, апробация и реализация образовательной программы по финансовой грамотности для учреждений системы дополнительного школьного образования». В рамках контракта была разработана образовательная программа по финансовой грамотности для учреждений системы дополнительного школьного труда, рассчитанная на 96 академических часов, которая имеет блочно-модульную структуру объемом 32, 64 и 96 академических часов соответственно.
Образовательная программа представлена пояснительной запиской, где отражена актуальность вопроса, цели и задачи, результаты.
Для реализации данной программы были разработаны методические указания для преподавателей и рабочие тетради для обучающихся по каждому модулю, которые отвечают следующим принципам
- природосообразность;
- наглядность;
- системность.
При разработке образовательной программы было учтено, что она должна быть ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей, так как именно в такой атмосфере может успешно формироваться основные финансовые компетенции.
Образовательная программа начинается с анализа потребностей в знаниях и навыках в сфере финансовой грамотности, которые необходимы детям среднего школьного возраста. В ходе данного анализа учитывается, что в отличие от других возрастных категорий, школьники не имеют постоянного дохода, а получают деньги от родителей или от случайных подработок. Как правило, такая ситуация приводит к не умению планировать личный бюджет и формирует «легкое» отношение к деньгам.
Основными задачами Модуля 1 «Основы финансовой грамотности» являются:
- дать базовые знания о потребностях, благах, личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег;
- формировать у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формировать у обучающихся понимание необходимости долгосрочного финансового планирования.
В рамках данного модуля изучаются следующие темы: Потребности человека, Блага и ресурсы, Деньги, Валюта, Рынок, Расходы, Доходы, Бюджет. Предусмотрено проведение нескольких дидактических игр, в том числе ролевых.
В процессе изучения курса перед педагогами ставятся разнообразные задачи. К примеру, основными задачами Модуля 2 «Сбережения и банки» являются:
- дать базовые знания о сбережениях, кредитования и инвестирования об общих принципах кредитования и инвестирования;
- формировать у обучающихся установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формировать навыков оценивать свою кредитоспособность;
- формировать у обучающихся понимания необходимости долгосрочного инвестирования.
В этом модуле подробно говорится о разных видах накоплений (вклады в банках, акции, облигации, вложения в недвижимость), их достоинствах и недостатках, рассматриваются существующие виды кредитов, даются рекомендации, как правильно брать кредит, в каких случаях стоит это делать, а в каких это делать очень рискованно.
Основными задачами Модуля 3 «Предпринимательство и основы финансовой безопасности» являются:
- дать базовые знания о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формировать навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучать основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек;
- формировать у обучающихся знаний о возможности защиты своих прав как потребителя.
Несколько занятий посвящены вопросам рисков: какие риски могут подстерегать человека на пути к желаемой цели, и как себя от них обезопасить. Также рассматриваются вопросы страхования, пенсионного обеспечения и защиты прав потребителя.
Объединяет все занятия и модули главные герои – Ярослав и Татьяна. Это подростки, которые сопровождают обучающихся на протяжении всего образовательного курса. Образы подростков были предложены детьми художественной школы № 3 Краснооктябрьского района г. Волгограда. Ученица данной школы Клинова Полина создала образы героев, которые в ходе работы по контракту претерпели кардинальные изменения. Если первоначально это были подростки-тинэйджеры, то к концу работ, когда художница познакомился с финансовой грамотностью, изменилось ее отношение к данному курсу, узнала много нового и полезного для себя, ребята-герои тоже стали более открытыми, «светлыми», появились их друзья, родственники. Татьяна и Ярослав попадают в различные жизненные ситуации и педагог предлагает детям решить задачу и найти финансовые решения из ситуаций.
Программой предусмотрены комбинированные занятия, занятия-игры, практикумы, под которыми понимается практическое занятие с детальным разбором ситуации и принятием решений на основе реальной финансовой информации, что способствует усвоению теоретических знаний, поддерживает у школьников высокий познавательный интерес к изучаемому курсу, облегчает и ускоряет усвоение материала.
Отдельные тематические блоки образовательного курса взаимосвязаны между собой, благодаря чему более эффективно решается задача закрепления пройденного материала и систематизации знаний.
Для поддержания детского интереса, развития интеллектуальных способностей использованы следующие элементы, приемы, методы нестандартного занятия в традиционном занятии: заполнение таблиц, опорных схем, работа с иллюстрациями, решение кроссвордов, ролевые и дидактические игры. Такие задания позволяют обучающемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях.
Самореализация обучающихся в учебной деятельности возможна при следующих условиях: наличие групповой работы; взаимодействие обучающихся между собой, с преподавателем, с учебной информацией. Данным условиям соответствует использование в учебной деятельности интерактивных методов обучения.
Разработанный курс программы предполагает использование учебных игр. Связь с содержанием обучения достигается в игре не в результате механического введения учебного материала в ткань уже готовой игры, а путём специального проектирования содержания учебной игры.
Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть психологические барьеры. Их использование повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении умениями, знаниями в процессе естественной ситуации общения во время игры.
Образовательный курс серьёзный и сложный, но программа учитывает возрастные особенности обучающихся и место обучения. Содержание программы построено таким образом, чтобы ребёнок не уставал от сплошного текста: идёт чередование текста, рисунков, таблиц, тестов и советов. Каждое занятие заканчивается небольшим опросом, что способствует закреплению изученного материала. Задания, предлагаемые в программе, делают возможным применять научную информацию на практике и формировать правильную позицию по отношению к финансам.
В соответствии с условиями Контракта апробация образовательной программы проводилась в двух учреждениях: Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района г. Волгограда; Детско-юношеский центр Тракторозаводского района г. Волгограда.
В Детско-юношеском центре Краснооктябрьского района г. Волгограда была сформирована группа из 16 учащихся в основном 11-летнего возраста и с примерно одинаковой базовой школьной подготовкой. В Детско-юношеском центре Тракторозаводского района г. Волгограда была сформирована группа из 20 учащихся в основном разной возрастной категории (11-15 лет), следовательно, и с различным уровнем первоначальной подготовки.
В обоих учреждения был проведен входной контроль и выходной. Контроль представлял собою тестирование по 30 вопросам. В Детско-юношеском центре Краснооктябрьского района г. Волгограда «уровень финансовой грамотности» вырос с 52% до 82%, а в Детско-юношеском центре Тракторозаводского района г. Волгограда - с 68% до 95%, т.е. результаты достаточно хорошие.
Реализация образовательной программы осуществлялась в 11 учреждениях дополнительного образования детей г. Волгоград и Волгоградской области: МОУ ДОД Детско-юношеский центр Тракторозаводского района г. Волгограда, МОУ ДОД Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района г. Волгограда, МОУ ДОД Детско-юношеский центр г. Волгоград, МОУ ДОД Детско-юношеский центр Советского района г. Волгограда, МОУ ДОД Детско-юношеский центр Красноармейского района г. Волгограда, МОУ ДОД станция юных натуралистов г. Волжского Волгоградской области, МОУ ДОД Детско-юношеский центр «Русинка» г. Волжского Волгоградской области, МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Волжского Волгоградской области, МОУ ДОД Центр детского творчества Городищенского муниципального района Волгоградской области, МБОУ ДОД Детско-юношеский центр Среднеахтубинского района Волгоградской области, МКОУ ДОД Центр детского творчества Дубовского муниципального района Волгоградской области.
Эффективность образовательной программы по окончанию курса составила 47 %, что говорит о достаточно высоких результатах работы преподавателей, правильно подобранной методике преподавания и хорошем методическом обеспечение образовательного курса.
В рамках работы по контракту было охвачено 191 человек. Хочется отметить, что по мере узнавания о программе, к группам присоединяются новые учащиеся.
Педагоги учреждений дополнительного образования детей отметили высокую значимость программы для подростков, полагают, что она способствует всестороннему развитию обучающихся, раскрытию их способностей, позволяет достичь поставленной цели по формированию у школьников социально-культурных установок, ориентированных на рациональное поведение на рынке финансовых услуг.

Публикации по теме:

\ Цель данного пособия: закрепить и расширить знания детей о животном и растительном мире, о живой и неживой природе, правилах поведения.

Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - это серия информационно-просветительских мероприятий для школьников и.

Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты» Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. «Юные финансисты» Тип НОД: обобщение знаний. Цель: формирование.

ВведениеНовые механизмы функционирования современного общества требуют от человека особых качеств, особой экономической культуры, поражают.

Обучение основам чтения детей подготовительной группы Педагог Маланина М. В. МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30» г. Кунгур,.

Программа дополнительного образования «Обучение чтению» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Программа по обучению детей с множественными нарушениями развития компьютерной грамотности «Шаг вперед». Пояснительная записка. Одним из перспективных направлений развития коррекционного образования является использование новых информационных.

Развлечение по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование основ безопасного.

Новое на сайте

>

Самое популярное