Домой Лечение Примеры из жизни нравственного выбора дошкольников. Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассказ о дружбе

Примеры из жизни нравственного выбора дошкольников. Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассказ о дружбе

Аниса Фадитовна Сабирова
Игры и игровые ситуации как средство нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств , или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям? Многие отечественные психологи и педагоги пытались ответить на эти вопросы. Исследователи подчеркивают, что мораль, как и остальные формы сознания, не даны человеку от рождения. Моральные качества приобретаются человеком в процессе его социального развития.

Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию , выделить нравственную сторону явлений . Подражательная способность детей помогает педагогу научить их различать «плохое» и «хорошее» . При этом, конечно, надо учитывать общие особенности психики ребенка и специфику его нравственного развития . Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития .

Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические нормы, укрепляются основы личности и отношение к другим людям. К концу дошкольного возраста у ребёнка складываются определенные устойчивые представления о себе. Гармоничная и адекватная самооценка может служить твёрдым и позитивным фундаментом для развития отношений со сверстниками. Для выявления самооценки ребёнка и восприятия оценки других мы проводим в детском саду следующие игры , и игровые ситуации , которые можно рекомендовать и родителям. Для выявления самооценки и восприятия оценки других детей можно поиграть в такие игры : «Лесенка» , «Беседа о друге» , «Жизнь в лесу» , «Разговор через стекло» и другие.

Вашему вниманию я представлю несколько игр :

«Закончи рисунки»

Дети садятся кругом. У каждого набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Взрослый говорит : «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку.

По моему хлопку вы прервёте рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу слева. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать, не вернётся к вам». Дети начинают рисовать на любой сюжет. После того, как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят, что нарисовал, на каждом общем рисунке. То же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.

Вот так, день за днём, в играх и занимательных делах мы осуществляем нравственноевоспитаниедетей : воспитание чувств , формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения.

«Добрые волшебники»

Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку : «В одной стране жил злодей- грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его любыми нехорошими словами. Заколдованные дети не могли быть добрыми и веселиться. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети?» Как правило, многие дошкольники берут на себя роль заколдованных. «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые слова?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

«Живые куклы»

Воспитатель разбивает группу на пары : «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днём. Они умеют говорить, просить, бегать и другое. Пусть один из вас будет ребёнок, а другой – его кукла – девочка, или кукла – мальчик. Кукла будет что – то просить, а её хозяин – выполнять её просьбы, и заботиться о ней. Взрослый предлагает «понарошку» помыть кукле руки, покормить, погулять, уложить спать и т. д. При этом педагог предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять её делать то, чего она не хочет. В следующей игре дети меняются ролями.

«Конкурс хвастунов»

Дети сидят в кругу. Взрослый : «Сейчас мы проведём конкурс хвастунов. Выигрывает тот , кто лучше похвастается. Хвастаться будем мы не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нём хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться ? Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдёт в нем больше достоинств. После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами.

Наблюдения показали, что климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих «проблемных» детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг , стали чаще участвовать в совместных играх.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА, КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

“ Жизнь - это череда выборов. ” Нострадамус

Возможность дать ребёнку БЫТЬ САМИМ СОБОЙ: свободный выбор; принятие решений; поддержка детской инициативы и самостоятельности

СОПРОВОЖДЕНИЕ

Результаты опроса: Создание ситуации выбора у родителей - Спонтанный Неосознанный способ развития детей ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ –выбор у 16% опрошенных

Ситуация выбора Псевдо-выбор Подкуп Шантаж Ультиматум Манипуляция

Ситуация выбора – ситуация, специально создаваемая педагогом или возникающая спонтанно, но сознательно используемая в целях воспитания. Каким образом?

РАДУГА НАСТРОЕНИЙ выбор зон деятельности разыгрывание проблемных ситуаций на создание ситуации выбора выбор партнёров по сюжетно-ролевым играм выбор материалов, образцов Игры и упражнения ТРИЗ

постепенно вводить ситуацию выбора и увеличивать количество вариантов для выбора; должна быть четко продумана степень свободы выбора в создаваемой ситуации; расширение свободы выбора должно сопровождаться формированием знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной деятельностью; необходимо учить делать выбор в соответствии со своими возможностями; Важно учесть:

ВЫБОР - необходимое условие полноценного развития личности ребёнка

Любой ваш выбор – ВЕРНЫЙ. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

(СЛАЙД 1)

Уважаемые коллеги, приветствую вас!

1 этап.

Тема моего сегодняшнего мастер-класса выбрана не случайно.

(СЛАЙД 2)

С 01 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, в фундамент которого положены современные подходы дошкольного образования, основанные на конструктивистском или социо-конструктивистском понимании образования.

(СЛАЙД 3)

Принципы индивидуализации образования красной нитью проходят через новый образовательный стандарт.

(СЛАЙД 4)

Есть замечательное определение слову СОПРОВОЖДЕНИЕ - это значит следовать рядом, вместе с кем-то. В нашем случае это РЕБЁНОК, воспитанник дошкольного учреждения.

(СЛАЙД 5)

Поскольку Родители, согласно новому стандарту образования, также являются участниками образовательного пространства, в нашем детском саду было проведено анкетирование родителей по вопросу предоставления выбора детям. В опросе приняли участие 43 родителя.

(СЛАЙД 6)

Примечателен тот факт, что ребёнку можно делать всё, что он пожелает у 16% наших мам и пап!

Поэтому, считаю необходимым проводить просветительскую деятельность в направлении повышения компетентности родителей по данному вопросу.

(СЛАЙД 7)

А между тем, создание ситуации выбора способствует развитию самовыражения ребёнка, переходу от первичного состояния к новому, более качественному.

Как создать ситуацию выбора, чтобы развить такие личностные качества, как самостоятельность и ответственность?

Что же такое ситуация выбора?

(СЛАЙД 8)

Основная идея моей работы - показать вам, как возможно постоянно создавать условия выбора для дошколят во время их нахождения в детском саду.

(СЛАЙД 9-10)

Предлагаю вам, коллеги, ознакомиться с системой мероприятий, основными приёмами работы, применяемыми мною на практике для достижения положительных результатов в создании ситуаций выбора в различных видах детской деятельности.

(СЛАЙД 11-12)

2 этап.

Имитационная игра «Ролевая Маска»

Коллеги, а сейчас я хочу поиграть с вами в игру РОЛЕВАЯ МАСКА. Прошу подняться на сцену.

У меня в руках 4 конверта с заданиями, выбирайте!

«Я-Ребёнок», «Я-Воспитатель», «Я-Родитель» и Я-РАЗРАБОТЧИК ☺ .

1. Задание для Ребёнка:

Конверт с загадкой: «Сидит девица в темнице, а коса на улице»

Что это?

А возможны ли еще варианты отгадок у этой загадки?

Нарисуйте тот вариант, который вам нравится больше всего.

Отгадку можно изобразить на листе любым способом /маркеры, цветные карандаши, фломастеры/ на выбор.

2. Задание для Воспитателя:

Читаем задание.

Р.Н.С. , в которых рассматриваются ситуации выбора.

Как вы думаете, что было бы, если герои поступили иначе и был бы у сказки другой конец?

Какую сказку можно исключить?

3.Задание для Родителя :

Выбрать варианты ситуаций выбора для ребёнка из предложенных.

Есть ли здесь выбор?

Почему вы так считаете?

Что же это?

Не один вариант не подходит.

Предлагаю составить свой.

4.Моделирование ситуации выбора по заданной блок-схеме.

Проблемную ситуацию на выбор из предложенных.

Работа по схеме.

Итог.

Спасибо за совместную работу! Выберите воздушный шар понравившегося цвета и изображения Ромашки с эмоцией, характеризующей своё впечатление по проведённому мастер-классу.

3 этап.

Рефлексия.

И напоследок, я хотела бы прочесть вам одну притчу:

Притча "Правильный выбор"

Ученик пришел к своему духовному наставнику и говорит:
- Учитель, помоги мне! Я хочу быть мудрым и успешным человеком. Но у меня ничего не получается!
- Почему ты так решил? - спросил учитель.
- Мне не хватает в жизни мудрости. Многие решения, которые я принимаю, к сожалению, оказываются не верными. Вот, например, месяц назад передо мной был выбор, куда поехать на отдых: в горы или к морю.
- И что же ты выбрал?
- Я поехал в горы. - Отличное решение, - сказал учитель. - Я тоже так думал, - вздохнул ученик. - Но весь месяц моего отдыха в горах шёл дождь. А мои друзья тем временем отлично отдохнули у моря. И почему я не поехал вместе с ними?
- И такие ситуации очень часто происходят в моей жизни, - продолжал ученик. - Учитель, подскажи, как мне стать мудрее?
Учитель подумал и ответил:
- Это очень легко: просто поверь в свой выбор! Любое решение, которое мы принимаем - правильное! Ты же не знаешь, что могло случиться с тобой у моря. Возможно, ты мог заболеть и пролежал бы весь отдых в постели. Всё относительно. В любом случае, главное всегда нужно принимать хоть какое-то решение. Любое решение лучше, чем отсутствие такового!
Мы никогда не узнаем, хороша ли та дорога, на которую мы не свернули.

Уважаемые коллеги, все вы сегодня стояли перед выбором, прийти сюда или остаться дома.

Вы могли расслабиться и отдохнуть после рабочего дня, посмотреть любимый фильм, прогуляться по магазинам. НО зато вы бы не узнали много новых идей для работы с детьми и родителями.

Придя же сюда, возможно вы потеряете три часа своего личного времени, у вас может подняться давление, замучает жажда, НО у вас появится уникальная возможность быть в курсе современных педагогических приёмов и форм работы.

И я хочу спросить вас, был ли Ваш выбор осознанным?

СПАСИБО!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Блок-схема последовательности создания ситуации выбора

Условные обозначения

Начало или завершение

Операция, действие, мероприятие

Ситуация выбора, принятие решения

Переход

К следующей странице блок-схемы

Современные концепции и технологии воспитания определяют игру как комплексный диагностико-коррекционный метод, т. е. в ней возможны диагностика и коррекция личности дошкольника. Именно игровая деятельность обладает самым высоким диагностическим и развивающим потенциалом.

Менее ясным, недостаточно раскрытым дошкольной теорией и практикой, представляется значение игры для нравственно-эмоционального воспитания, как важнейшей стороны развития личности ребенка.

Как установлено специалистами, к пяти-шести годам «в черновом варианте» формируется нравственный облик ребенка. Потом у него появятся другие идеалы, установки, но первые детские впечатления - самые сильные, они оказывают влияние на дальнейшую жизнь. Среди многих важных личностных характеристик - нравственность, главный показатель развитости человеческого в человеке (как ни парадоксально это звучит). Сегодня, когда мы стремимся по-новому взглянуть на общечеловеческие ценности, эта характеристика вновь обретает для нас глубокий смысл.

Особой разновидностью интерактивных методов, эффективных для усвоения и развития нравственных образцов, задаваемых обществом, моральных норм, установок и т. д. следует считать ролевую игру.

В том, какую роль выбирает ребенок для себя в игре, как он относится к назначенной роли, как исполняет ее, какие элементы импровизации вносит в свою роль от себя, прослеживается «проекция» ребенка на игру собственных представлений о социальном мире.

Для эффективного решения задач необходима специальная система работы по обсуждению с детьми нравственных норм и правил. В качестве действенных средств предлагаются: чтение художественных произведений; беседы с детьми на этические темы; анализ игрового поведения детей; привлечение детей к анализу поведения товарищей и др. (Н.Я. Михайленко), привлечение внимания детей к эмоциональным переживаниям участников игры, разыгрывание как привлекательных, так и непривлекательных ролей (Л.П. Стрелкова).

Встает вопрос о том, каким же образом происходит нравственное воспитание ребенка в игре, может ли в процессе разыгрывания детьми игровых взаимоотношений происходить присвоение ими нравственного содержания?

Необходимо подчеркнуть, что не существует все же единого мнения относительно воздействия содержательной стороны игры на нравственное развитие ребенка. Ряд исследователей полагают, что изображая в игре нравственные отношения, ребенок тем самым усваивает их. Педагогическое влияние через содержание игры рассматривается как основной путь воспитания.

В последнее время такое понимание значения игры в нравственном развитии ребенка подвергается сомнению в связи с тем, что выполняемые детьми в игре моральные нормы не всегда переносятся в реальную жизнь.

Тем самым в игре обеспечивается развитие необходимых предпосылок для становления нравственной регуляции поведения. Очень важно на этом этапе научить ребенка строить взаимоотношения со сверстниками (и не только) по принципу «относись к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». Нередко в игре возникают различные моральные ситуации и даже конфликты, если в ней участвуют дети с различными нравственными установками.

В игровой деятельности возникают предпосылки к рефлексии как к чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями, переживаниями других (В.С. Мухина). При рефлексивном игровом поведении формируется умение понимать и принимать точку зрения другого, представлять его внутренний мир.

Эффективность рефлексии в значительной степени зависит от уровня развития у ребенка эмпатии (активная сопричастность другому в его переживаниях) и децентрации (способность взглянуть на ситуацию глазами другого). Эмпатия, как всякое эмоциональное явление, поддается развитию. Характерно, что дети, проявившие в раннем детстве высокую степень эмпатиии, обнаруживают ее в более позднем возрасте. Причем сопереживание и сочувствие (две последовательно развивающиеся формы эмпатии) могут возникать и проявляться не только в отношении к реально существующим объектам, но и к вымышленным (изображенным в произведениях литературы, кино и пр.). В игре действенный характер эмпатии реализуется в виде различных видов помощи и активной поддержки. Можно утверждать, что познание нравственного смысла отношений, поступков и будет наиболее эффективно при наглядном моделировании взаимоотношений в игровой форме. Если в игре дети удовлетворяют не только собственные интересы, но и считаются с интересами всех играющих, это говорит о том, что нравственные правила детьми усвоены.

Предлагаю игры, развивающие игровые ситуации и упражнения для старших дошкольников. Игра отличается от развивающей игровой ситуации (РИС) тем, что в игре дети реально обыгрывают определенную проблемную ситуацию, а в РИС - мысленно. Отличие игры от игрового упражнения состоит в том, что в развивающем игровом упражнении отсутствует сюжет. Представленный ниже материал может оптимизировать и стимулировать процесс формирования нравственных норм и правил у дошкольников.

Развивающие игровые ситуации (РИС)

Игровая задача: моделирование ситуаций нравственного выбора, поиск оптимальных (мысленных) путей выхода из них.

Игра организуется с подгруппой детей. Ведущий предлагает различные проблемные нравственно-этические ситуации, а дети мысленно или реально обыгрывают их.

А. Представь себе, что ты с сестрой собираешься идти в цирк, у вас есть два билета, но неожиданно к вам приезжают гости, среди которых пятилетний Сережа. Как ты поступишь?

Б. Представь себе, что по телевизору по одному каналу идет твоя любимая передача, а по другому - любимая передача сестры. Как ты поступишь?

В. Представь себе, что в группу принесли новые игрушки. Тебе и твоей подруге понравилась новая кукла, вы стали спорить и ты чувствуешь, что вы вот-вот поссоритесь. Как ты поступишь?

Г. Представь себе, что в магазине нужно купить мороженое для тебя и хлеб к обеду для всей семьи. В оба отдела магазина большие очереди, а магазин скоро закроется. Ты успеешь сделать только одну покупку. Как ты поступишь?

Д. Представь себе, что со своим близким другом ты пошел на прогулку. Но на улице вы начали ссориться из-за велосипеда. Он - один на двоих, каждый из вас хочет покататься первым. Как ты поступишь?

Примечание. По желанию ведущий может предложить варианты ответа:

А. - пойдешь в цирк с сестрой;

Отдашь билет Сереже;

Продашь билеты и все останутся дома;

Купишь еще один билет;

Б. - будешь смотреть свою любимую передачу;

Будешь смотреть любимую передачу сестры;

Чтобы никому не было обидно, будете смотреть любую другую передачу;

Выключишь телевизор;

В. - настоишь на своем;

Отдашь куклу подруге;

Предложишь играть вместе;

Г. - купишь мороженое для себя;

Купишь хлеб к обеду для всей семьи;

Попросишь пропусти без очереди;

Д. - настоишь на своем;

Предложишь первому покататься другу;

Предложишь определить очередность по жребию (считалка).

Ситуации нравственно-игрового выбора можно придумать не только с участием реальных людей, но и сказочных персонажей.

Развивающие игровые упражнения

Зеркало

Игровая задача: упражнение детей в эмоциональной эмпатии; понимание состояния другого; выражение эмоций.

Материал: зеркало.

Игровое упражнение предлагается подгруппе детей. Считалкой или жребием выбирается мим. Ведущий по секрету предлагает ребенку изобразить то или иное эмоциональное состояние и потренироваться перед зеркалом. Затем ребенок, демонстрирует всем детям мимическую маску. Выигрывает тот, кто верно отгадает эмоциональное состояние.

Варианты игровых упражнений.

А. Ведущий предлагает ребенку улыбнуться, как:

Подлиза;

Кот Базилио;

Солнышко;

Белоснежка.

Нахмуриться как:

Грозовая туча;

Ребенок, у которого отняли игрушку;

Морозко.

Загрустить как:

Сетрица Аленушка;

Засохший цветок;

Удивиться как:

Иван-Царевич жар-птице;

Как будто ты увидел инопланетянина;

Мишутка в сказке «Три медведя».

Б. Ведущий распределяет детей на две подгруппы: первая подгруппа - придумывает и изображает мимикой образы; вторая подгруппа - отгадывает. Затем дети меняются ролями.

В. По словесному заданию воспитателя ребенок составляет графическую схему-маску в виде карандашного наброска (радость, грусть, страх, удивление и т. д.).

В пособии дана методика формирования нравственных основ и морального развития детей дошкольного возраста. Пособие состоит из двух блоков: в первом представлены различные методики проведения диагностики морально-нравственного развития дошкольников; во втором дана методика проведения групповых занятий с дошкольниками по формированию у них таких нравственных понятий, как добро и зло, честность, послушание, помощь, справедливость и т. д. Пособие предназначено для педагогов и психологов, работающих с детьми дошкольного возраста, а также родителям.

Из серии: Психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника (Т. П. Авдулова, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Диагностика морального развития дошкольников

В исследовании морального развития детей выделялись следующие диагностические блоки:

1. Изучение развития морального мышления дошкольников.

2. Изучение развития моральных эмоций дошкольников.

3. Исследование ценностных ориентаций дошкольников.

4. Изучение реального морального поведения дошколь ников.

В первый блок «Изучение развития морального мышления дошкольников» вошли следующие методики:

а) моральные дилеммы (ситуации вербального решения ребенком моральных дилемм по различным моральным нормам);

б) рисунок «Добро и Зло», направленный на диагностику полярных нравственных эталонов и представлений о нравственных категориях.

Во второй блок «Изучение развития моральных эмоций дошкольников» вошли отдельные показатели проективных методик «Мой самый хороший и самый плохой поступок», «Добро и Зло».

В третий блок «Исследование ценностных ориентаций дошкольников» вошли следующие методики:

а) «Цветик-семицветик»;

б) некоторые показатели методики «Добро и Зло».

Заключительный, четвертый, блок «Изучение реального морального поведения дошкольников» представлен следующими методиками:

а) проективный рисунок «Мой самый хороший и самый плохой поступки»;

б) ситуации практического взаимодействия «Моральный конфликт».

Моральные дилеммы (ситуации для дошкольного возраста)


Моральные дилеммы (истории, содержащие моральный выбор) позволяют определить уровень развития моральных суждений дошкольников. Истории с открытым концом, предлагаемые детям, должны быть экологичны, то есть распространяться на ситуации, понятные детям этого возраста и типичные для их каждодневного взаимодействия с социальным окружением.

Дошкольникам предлагаются моральные дилеммы по следующим четырем базовым моральным нормам, которые понятны дошкольникам, – это моральные нормы помощи, щед рости, честности и послушания (следования авторитету взрослого). Следование этим нормам является нормативным для конца дошкольного детства, которое заканчивается таким значимым возрастным достижением, как первичные этические инстанции.

Важной является также дифференциация поведения дошкольника в зависимости от партнера по общению, то есть следование моральной норме в ситуациях взаимодействия со взрослым и со сверстником. Дошкольники в целом демонстрируют более высокий уровень развития моральных суждений в отношении взрослого. Но если у ребенка обнаруживается более высокий уровень моральных суждений в ситуациях со сверстником, можно говорить о более зрелой нравственной позиции дошкольника.

Норма помощи

Мама, уходя на работу, напомнила Олегу (Наде) что ему есть на обед, и попросила помыть посуду после еды. Олег поел и сел смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал. Вдруг, на самом интересном моменте, Олег (Надя) вспомнил(а), что мама придет с работы усталая, а посуда не помыта. Но мультик очень интересный… Вопросы…


Витя (Аня) шел (шла) на день рождения. Около дома он(а) увидел(а) своего приятеля с разбитым коленом. Мальчик попросил Витю (Аню) помочь ему – сбегать позвать его родителей. Витя (Аня) задумался, как ему поступить: если он пойдет звать родителей мальчика, то пропустит свой любимый торт и веселые игры… Вопросы…

Норма щедрости (справедливого распределения)

Ситуация взаимодействия с близким взрослым

Егору (Милочке) на Новый год подарили много разных подарков. И Дед Мороз принес подарки, и мама подарила ему(ей) ту игрушку, о которой он(а) мечтал(а), и бабушка с дедушкой тоже. Милочка жила с мамой вдвоем и знала, что маме никто ничего на Новый год не подарил. Сел(а) Егор (Мила) среди своих игрушек и решил(а)… Вопросы…


Ситуация взаимодействия со сверстником

В детском саду устроили конкурс рисунков на асфальте. Все дети должны были принести мелки. Феде (Даше) мама купила много красивых, разноцветных мелков. Федя (Даша) с удовольствием рисовал(а). Вдруг к нему (ней) подошел мальчик из их группы и попросил мелки, потому что у него был только белый, обычный, мелок и рисунок получался бледный и некрасивый. Федя (Даша) очень хотел(а) победить в этом конкурсе и решил… Вопросы…

Норма честности

Ситуация взаимодействия с близким взрослым

Мама не разрешала залезать к себе в шкаф. Однажды Ваня (Оля), когда мамы не было дома, забрался к ней в ящик и к своему восторгу обнаружил там новую игрушку. Наверное, мама приготовила ему (ей) сюрприз. Он(а) взял игрушку, немного поиграл и поставил на место. Вечером мама вернулась домой и спросила: «Ты залезал(а) в мой шкаф?». Ваня (Оля) подумал и ответил(а)… Вопросы…


Ситуация взаимодействия со сверстником

Два мальчика (девочки) – Дима и Женя (Маша и Женя) познакомились на прогулке и вместе играли. Дима дал Жене поиграть отличную пожарную машинку (куклу), а сам(а) пошел качаться на качелях. Женя играл(а) – играл(а) нечаянно сломал(а) машинку (куклу), испугался и забросил ее в кусты. А Диме (Маше) сказал(а)… Вопросы…

Норма послушания

Ситуация взаимодействия с близким взрослым

Мама не разрешала Вове (Лизе) часто играть в компьютерные игры и запрещала включать компьютер, когда ее нет дома. Но мама у Вовы (Лизы) была добрая и никогда не наказывала его (ее). Вове (Лизе), как всем детям, очень нравилось играть в компьютер, и вот однажды, когда мамы не было дома… Вопросы…

Противоречие между нормами. Аналог дилеммы Хайнца

У одной доброй женщины был сынок (дочка). Они жили вдвоем, и больше у них никого не было. Однажды эта женщина сильно заболела и почти умирала. Тогда ее сынок (дочка) пошел(шла) в аптеку и попросил(а) лекарство для мамы. Но продавец сказал, что без денег ничего не даст, а денег у мальчика (девочки) не было. Что же делать?… Вопросы…

Далее задаются общие вопросы, фиксируются ответы. Потом история продолжается: «Тогда мальчик (девочка) пошел и украл(а) деньги, купил(а) лекарство, и мама его(её) выздоровела». Как ты думаешь, хорошо он(а) поступил(а) или плохо? Почему?

По всем ситуациям задаются следующие вопросы:

1. Как ты думаешь, что сделает герой истории?

2. Почему он поступит таким образом?

3. А как надо было бы поступить?

4. Почему?

По каждой ситуации выводится балльная оценка. Всего восемь оценок (по количеству ситуаций). Ответы оцениваются в баллах в соответствии со следующими критериями:

Ответы, не связанные с моралью, с человеком или не связанные с сюжетом, ответы «Не знаю» – 0 баллов.

«Нельзя» что-то делать или «надо» что-то делать без приведения аргументации и обоснования своей позиции, когда ребенок затрудняется ответить на вопрос: «Почему?» – 1 балл.

Приведение аргументации, ориентированной на послушание, контроль взрослых (мама накажет, папа не разрешает и т. п.) – 2 балла.

Приведение аргументации, ориентированной на взаимную выгоду: «Ты – мне, я – тебе» (если я с ним поделюсь, то, в другой раз, и он мне даст и т. п.), – 3 балла.

Внешняя положительная оценка (скажут, что я хороший, я не жадина, я честный и т. п.); «Я» с точки зрения принятия другими, мотивы общения, желание играть вместе (не будет со мной играть, а с кем я тогда буду дружить? и т. п.) – 4 балла.

Сопереживание, уважение чувств других (ей же больно, она может умереть, ему же тоже хочется, ему обидно, помогу, потому что жалко, и т. п.) – 5 баллов.

Называние обобщенной нормы, обоснование универсального правила («Друзьям надо всегда помогать», «Никогда нельзя обманывать – люди не смогут доверять друг другу») – 6 баллов.

В анализе моральных суждений определяются следующие показатели: уровень суждений по трем моральным нормам – помощи, щедрости и честности (средний балл по двум ситуациям взаимодействия со взрослым и со сверстником); уровень суждений в зависимости от партнера по общению: взрослый, сверстник (средний балл по трем ситуациям для каждого из партнеров по общению); общий уровень моральных суждений (среднее значение по всем ситуациям). На основании анализа делается заключение об общем уровне морального развития дошкольника, о преимущественной ориентации на взрослого или на сверстника в моральном поведении и о присвоении каждому из них моральных норм. Средний уровень развития для старшего дошкольника соответствует показателю 3 балла. Дополнительно анализируются ответы по дилемме № 8, содержащей противоречие между нормами (Аналог дилеммы Хайнца), рассматриваются, какой норме следует ребенок (честности или помощи), как сопоставляет их между собой, какова аргументация рассуж дений.

Методика «Честный лабиринт». Диагностика реального морального поведения


Диагностическая процедура представляет собой игровое взаимодействие между тремя детьми, которые решают задачи-«лабиринты», конкурируя друг с другом за призы. Методика направлена на диагностику готовности детей соблюдать нормы честности и щедрости в ситуации реального взаимодействия со сверстниками. Процедура осуществляется в соответствии со следующими этапами:

1. Проверить умение детей решать простые «лабиринты» и напомнить им правила решения: нельзя пересекать линии, заходить за них; рисовать дорожку можно только в ту сторону, где есть проход. Если заблудился в «лабиринте», то надо вернуться обратно (нарисовать карандашную дорожку) и найти правильный выход.

2. Раздать троим детям (экспериментальная группа) три, лабиринта, – один открытый и два закрытых. При этом пока не давать карандашей. Закрытый «лабиринт» – «лабиринт», который не имеет решения (все ответвления – тупиковые).

3. Инструкция: «Хотите поиграть в лабиринты? Давайте устроим соревнование. Кто быстрее решит лабиринт, тот становится главным командиром. Командир получает вот эти наклейки (на стол выкладывается шесть наклеек) и командует что с ними делать. Хочет – заберет все себе. Хочет – поделится с другими детьми. Хочет – оставит все наклейки здесь. Я проверять не буду, как только один из вас решит лабиринт, просто скажет мне: “Я все сделал”».

4. После этого детям раздаются карандаши и разрешается приступить к работе. Психолог при этом демонстративно отходит от стола. Как только первый ребенок сказал, что решил лабиринт, психолог забирает лабиринты (без комментариев, без рассматривания) и говорит: «Теперь ты главный – решай, как поступить с наклейками». И опять психолог уходит за свой стол, делая вид, что не интересуется происходящим. При этом психолог фиксирует в протоколе следующие показа тели:

а) соблюдение нормы честности. Нарушение нормы фиксируется в ситуации, когда о решении лабиринта заявляет ребенок, у которого закрытый лабиринт, или ребенок с открытым лабиринтом, но явно не решивший его;

б) соблюдение нормы щедрости. Нарушение нормы фиксируется, когда ребенок-командир не делится с другими детьми или делится, но не поровну. Отдельно фиксируется альтруистическое поведение ребенка, который дает другим больше, чем себе;

в) комментарии детей. Фиксируется, если ребенок поделился, но после того, как на него повлияли другие дети: «Дай мне, я тоже хочу», «Ты что жадина?», «Я с тобой дружить не буду» и т. п., возможные попытки воздействовать на победителя, эмоциональный тон происходящего, аргументация, рассуждения ребенка-командира;

5. Далее, если выиграл ребенок с открытым лабиринтом (то есть честный выигрыш), все участники остаются на своих местах, и им предлагается снова решить лабиринт. На этот раз открытый лабиринт дается другому ребенку (наиболее эмоционально реагирующему на поражение), а двум оставшимся детям – закрытые лабиринты, и все повторяется второй, а затем и третий раз. Таким образом, с каждой тройкой детей проводится три экспериментальные пробы подряд, и каждый из детей получает два раза закрытый лабиринт и один раз открытый.

6. Альтернативный вариант реализуется, если «выиграл» ребенок с закрытым лабиринтом. Тогда этот ребенок исключается из дальнейших проб, и на его место приглашается другой ребенок. Таким образом «обманщики» участвуют в одной-двух пробах (дальше нет смысла, так как обман будет повторяться вновь и не позволит осуществить диагностику в отношении других двоих детей), а честные дети участвуют более чем в трех пробах, так как приглашаются в качестве «статистов» в пробы к другим детям.

«Цветик-семицветик». Диагностическая методика исследования ценностных ориентаций дошкольников


Методика представляет собой игровое загадывание желаний с использованием модели «Цветик-семицветик» с яркими разноцветными «отрывающимися» лепестками. Ребенку дается следующее задание:

Инструкция: «Посмотри, это цветик-семицветик, это волшебный цветок, который исполняет все-все желания. Давай с тобой поиграем в цветик-семицветик. Надо сказать волшебные слова: “лети-лети лепесток, через запад на восток, облети вокруг Земли, быть по-моему вели!” А теперь отрывай лепесток, который тебе нравится, и загадывай желание. Желание может быть любым, какое захочешь, только надо произнести его вслух. Я никому не скажу. Загадывай!».

Аналогично называются волшебные слова и загадывается желание по оставшимся шести лепесткам. В протоколе фиксируется последовательность выбора цвета лепестков и желания ребенка. Вывод по содержанию ценностных ориентаций дошкольника делается на основании отнесения ответа к одной из следующих групп (критериев оценки):

Материальные ценности (желания связанные с развлечениями, потреблением, накоплением и проч.).

Статусные ценности (желания, связанные с популярностью, достижениями, взрослением).

Коммуникативные ценности (желания, связанные с отношениями с людьми (взрослыми и сверстниками), эмоциональное взаимодействие, поддержка, дружба, совместная деятельность). К коммуникативным ценностям относятся и желания, связанные с получением животных («Хочу собаку, кошку» и т. п.).

Познавательные ценности (желания, связанные с приобретением знаний, интересом к информации, возможностями обучения и развития).

Альтруистические ценности (желания, связанные с заботой о людях, с потребностью в справедливости, гражданской позицией и стремлением дать что-то другим людям).

Обработка результатов осуществляется в процентном отношении. Все семь желаний представляют собой 100 %, которые делятся по содержанию желаний на категории. В результате мы получаем степень выраженности ценностей разного типа в общей картине ценностных ориентаций ребенка и можем определить доминирующие тенденции.

Рисуночная методика «Добро и Зло»

Модификация и критерии анализа: Т. П. Авдулова


Тематическая рисуночная методика «Добро и Зло» направлена на диагностическое исследование и развитие моральных представлений, морального мышления, нравственных эталонов, критериев оценки поведения окружающих людей, изучение моральных и социальных переживаний. Проективный рисунок «Добро и Зло» выражает общие принципы отношения к действительности, моральные и социальные воззрения личности, понимание критериев хорошего и плохого, должного и их соотношение. Беседа по рисунку позволяет определить уровень моральных суждений ребенка, обобщенность нравственных категорий. Методика может использоваться как с детьми (начиная со старшего дошкольного возраста), так и с подростками, возрастной диапазон – 5-16 лет. В работе со взрослыми методика также может использоваться, но критерии анализа, диагностические и развивающие возможности по сравнению с детьми меняются.

Процедура проведения обследования

Предложите ребенку порисовать и сформулируйте задание.

Инструкция: «Нарисуй, Добро и Зло». В случае необходимости инструкция уточняется: «Можно рисовать все что хочешь. Нарисуй, как ты сам понимаешь Добро и Зло, рисуй как хочешь. Рисунки не оцениваются». Дополнительных объяснений не предоставляется. На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо разъяснений: «Можешь рисовать, как хочешь».

Детям предлагается на стандартном листе бумаги набором из шести цветных карандашей и простого карандаша выполнить рисунок. Время рисования не ограничивается (в среднем требуется 20–40 мин.). Ориентация листа – вертикальная или горизонтальная (по выбору ребенка). Обследование детей можно проводить в групповой форме, при условии, что дети будут рассажены по одному, чтобы исключить возможность «списывания». По окончании рисования ребенку задаются следующие вопросы (по каждой из составляющих рисунка – Добру и Злу):

1. Что ты изобразил?

Комментарий : Из рисунка не всегда очевидна отнесенность изображения к той или иной категории; кроме того, по детским рисункам всегда требуется уточнения содержания, так как невозможно осуществлять надежную интерпретацию основываясь только на понимании взрослым графического образа. Уровень художественных способностей детей не позволяет однозначно истолковать тот или иной графический образ, да и смысл ребенок может вкладывать очень индивидуальный.

2. Кто это? (Вопрос также носит уточняющий характер.)

3. Что делают герои рисунка? (Вопрос относительно осуществляемых действий.)

Чего добиваются (чего хотят) герои рисунка? Почему? (Вопрос о цели и конечном результате осуществляемых действий.)

Комментарий : Вопрос позволяет уточнить представления ребенка о динамической структуре понятий, конечной цели Добра и Зла.

4. Что такое Добро? (Вопрос направлен на определение содержания представлений ребенка о понятии, уровне обобщения категории.)

5. Назови самое доброе? Почему? (Вопрос позволяет прояснить связь обобщенного содержания с конкретным воплощением, а также характер обоснования, уровень аргументации ребенка.)

6. Что такое Зло?

7. Назови самое злое? Почему?

8. Что тебе больше нравится: Добро или Зло? Почему? (Ответ позволяет уточнить отношение ребенка к изображенным понятиям, аффективный компонент морального мышления и характер аргументации – логической, эмоциональной или практикоориентированной.)

Вопросы могут варьироваться в зависимости от изображенной ситуации и хода беседы. Вопросы должны быть направлены на содержательное уточнение сюжета рисунка, эмоционального отношения ребенка к содержанию рисунка и представлений о понятиях Добра и Зла.

При использовании методики в работе со взрослыми беседа строится в свободной форме и направлена на терапевтическое, поисковое определение содержания понятий Добра и Зла, их взаимоотношения, проявления в жизни, взаимопроникновения и взаимодополнения. Понятия Добро и Зло рассматриваются в контексте жизненного пути личности, ценностных ориентаций, поиска смысла жизни, роли нравственного начала и представлений о Должном, Возможном, Необходимом.

Анализ результатов

Тематические рисунки обрабатываются по следующим направлениям: формальная и содержательная стороны рисунка.

Формальная сторона включает оценку качества выполнения рисунка, использования изобразительных средств, наличия различных цветов, проработанность и детализация изображения. Анализ формальных компонентов рисунка включает также размер изображенных фигур, их пространственную композицию и характер линий. Важно учитывать при интерпретации результатов наличие деления листа пополам (на одной стороне – Добро, на другой – Зло) или вариант изображения каждого понятия на отдельном листе (ребенок может попросить второй лист), или объединения двух понятий в одном сюжете (едином пространстве), а также последовательность изображения Добра и Зла (первым изображается более эмоционально значимое понятие).

Критерии анализа тематических рисунков:

1. Степень обобщенности понятий Добро и Зло, уровень развития морального мышления. По степени обобщенности эталонов Добра и Зла рисунки можно разделить на следующие группы:

а) допонятийный уровень – сюжеты не связаны с понятиями Добро и Зло или изображены конкретные поступки без нравственного содержания (например, рисунок цветка иллюстрирующего понятие Добра («цветок – хороший, красивый») или дождливого дня как Зла «в дождик гулять нельзя, не люблю дождь»);

б) конкретный уровень, где понятия Добра и Зла воплощены в конкретных поступках или ситуациях;

в) метафоричный уровень, где понятия Добра и Зла определяются через сказочные сюжеты или исторические со бытия;

г) символический уровень, где понятия Добра и Зла изображены в качестве абстрактных символов. Сюда же следует отнести рисунки с использованием религиозной символики или религиозных сюжетов;

д) уровень обобщенных нравственных норм, где Добро и Зло выступают как некоторые универсальные понятия, отраженные в сюжете. Условием отнесения рисунка к этой категории является не столько образ, сколько способность ребенка вербально обосновать свой выбор сюжета и использование обобщенных категорий для определения понятий Добра и Зла при ответе на следующие вопросы: Чего добиваются герои рисунка? Почему? Что такое добро? Что такое зло?

2. Эмоциональная значимость понятий. Критерием эмоциональной значимости понятий является в первую очередь наличие цвета в изображении. Отсутствие цветовой проработки изображений позволяет ставить вопрос о знаемых , но не принимаемых категориях, а значит, отсутствии ориентации на эти категории в поведении. Показателем высокого уровня осознания понятий Добро и Зло является развернутая цветовая проработка изображений с использованием контрастных цветов для расстановки акцентов, что свидетельствует о наличии внутренних полярных эмоциональных эталонов хорошего и плохого. Традиционно теплые цвета ассоциируются с положительным эмоциональным отношением, а холодные – с отстраненностью, отделением. Неоднозначно интерпретируется использование красного цвета, который может сигнализировать как о значимости ситуации, об активном начале, так и об агрессивном отношении к изображаемому событию.

Показателями эмоционального значения являются также степень детализации, тщательность прорисовки и размер фигур, иллюстрирующих Добро и Зло. Информативным является ответ на вопросы: «Что тебе больше нравится: Добро или Зло?», «Почему?». Ответы позволяют исследовать особенности этических переживаний ребенка. Необходимо учитывать и общий эмоциональный фон ребенка в процессе рисования, эмоциональное отношение к теме рисования. Важно оценить отношение ребенка к эталону Зла: демонстрирует ли он негативизм, или равнодушие, или интерес, или, возможно, принятие. Эмоциональная позиция позволяет прогнозировать особенности реального поведение ребенка в ситуациях социального или морального выбора.

3. Соотношение понятий Добро и Зло. Интерпретация рисунков будет неполной без сравнения формальных и содержательных компонентов изображений Добра и Зла. Важной является связанность сюжетов или их противопоставление. Рисунки могут строиться дихотомично – через графическое разделение понятий Добро и Зло (деление листа на части, использование разных сторон листа, использование двух листов) и их содержательную дифференциацию (добрая и злая волшебница, свет и темень и т. п.).

По нашему мнению, такое деление отражает четкое разграничение в сознании ребенка категорий хорошего и плохого и стремление оценивать свое поведение дихотомично: или хорошее, или плохое. Такое понимание Добра и Зла является благоприятной ситуацией развития для дошкольников, способствует формированию первичных этических инстанций. Первоначальные критерии должны поляризоваться, чтобы обладать достаточно мощным эмоциональным и мотивационным воздействием на поведение ребенка. Отсутствие поляризации в дошкольном возрасте может вести к смешению понятий и в реальной жизни, отсутствию ориентировки на положительный эталон поведения.

Однако по мере взросления, начиная с младшего школьного возраста, ребенок приходит к осознанию взаимосвязанности этих понятий и их взаимозависимости, что отражается в появлении изображений единого сюжета, где Добро и Зло могут взаимодействовать. При этом важно понять из беседы с ребенком, на чьей стороне сила, победа и почему. В чем относительность Добра и Зла, а в чем их абсолютность, каковы критерии оценки одного и того же сюжета как Добра ли как Зла.

Важно фиксировать, что в диаде Добро – Зло ребенок, как правило, изображает первой доминирующую категорию. При этом достаточно типичной для нашей культуры является ситуация определения Добра через Зло, что связано в первую очередь с особенностями воспитания, где акцент ставится на запретах, на выделении плохого поведения, на нарушениях, а требования, образцы хорошего поведения и ценности вторичны.

Система оценки

Для тематического рисунка «Добро и Зло» разработана система количественной оценки, включающая шесть показателей. Оценивается каждое из понятий и выставляется суммарный балл:

1. Направленность изображений Добра и Зла на человека с его изображением в рисунке Добра и в рисунке Зла – 3 балла; на человека с его изображением, но только по одной из категорий (Добро и Зло) или содержание изображений связано с животными – 2 балла; рисунки Добра и Зла направлены на материальные объекты – 1 балл.

2. Обобщенность понятия, иллюстрируемого поступком (баллы начисляется за изображение Добра и Зла отдельно):

5 баллов – уровень обобщенных нравственных норм, где Добро и Зло выступают как некоторые универсальные понятия, отраженные в сюжете (с учетом вербальных суждений):

4 балла – символический уровень, где понятия Добро и Зло изображены в качестве абстрактных символов;

3 балла – метафоричный уровень, где понятия Добро и Зло определяются через сказочные сюжеты или исторические события;

2 балла – конкретный уровень, где понятия Добро и Зло воплощены в конкретных поступках или ситуациях;

1 балл – допонятийный уровень, где сюжеты не связаны с понятиями Добра и Зла или изображены конкретные поступки без нравственного содержания.

3. Эмоциональная значимость (баллы начисляются за изображение Добра и Зла отдельно):

3 балла – понятие изображено цветом, прорисовано, есть детали и точность изображения;

2 балла – понятие не детализировано, но прорисовано цветом;

1 балл – набросок понятия, изображенного одним цветом.

4. Использование цвета: (баллы начисляются за изображение Добра и Зла отдельно):

отметить на бланке в графе «Использованные цвета» для изображения Добра и Зла. Количественно оценивается адекватность цвета – 2 балла, неадекватность использования цвета -1 балл.

5. Соотношение понятий (баллы начисляются общие):

4 балла – общий рисунок, иллюстрирующий Добро и Зло во взаимодействии;

3 балла – понятия разделены на листе или изображены на разных листах;

2 балла – понятия изображены отдельно, но без деления листа;

1 балл – изображено только одно из понятий или оба понятия, не связанные по смыслу.

6. Доминирование понятия (баллы начисляются общие):

4 балла – доминирование Добра по критериям цвета, тщательности изображения, размеру;

3 балла – незначительный перевес Добра;

2 балла – отсутствие доминанты;

1 балл – доминирование Зла.

Примеры использования методики

Респондент: Даша, 5 лет, посещает детский/сад Ответы на вопросы:

1. Добро – фея с крылышками; Зло – дядя.

2. Фея умеет летать, а дядька отобрал сумочку у жен щины.

3. Фея хочет долететь до солнца, достать луч солнца, потому что он ей нужен. Дядя злой, потому что он очень злой.

4. Добро – это когда все добрые.

5. Фея самая добрая, она ко всем прилетает, чтобы сон приснился красивый.

6. Это и есть Зло (показывает на рисунок «дядя»).

7. Самое злое – это бандиты. Потому что они воруют.

8. Добро, потому что я люблю, когда все заканчивается хорошо.


Анализ:

1. Рисунки Добра и Зла включают изображения людей и направлены на людей (3 балла по каждому из поступков по категории направленности);

2. Уровень обобщенности для Добра – изображение сказочного персонажа, олицетворяющего Добро и несущего радость людям (3 балла), для изображения Зла уровень обобщения ниже, изображен конкретный поступок плохого человека (2 балла);

3. Эмоциональная значимость Добра высокая (3 балла), Зло менее значимо, не прорисовано и используется один цвет (1 балл);

4. Цвет использован адекватно, как в изображении Добра (2 балла), так и Зла (2 балла);

5. Добро и Зло изображены на отдельных листах, противопоставлены друг другу (3 балла);

6. В рисунке доминирует Добро (4 балла).

Общее количество: 19 баллов, что соответствует высокому уровню развития морального мышления и нравственных эталонов для дошкольника.

Комментарии: По результатам комплексного исследования Даша демонстрирует высокий уровень реального морального развития, хорошую коммуникативную компетентность, направленность на другого человека. Девочки в рисунках «Добро и Зло» часто изображают сказочные сюжеты и традиционный образ «принцессы-красавицы», наделяемый положительными чертами.


БЛАНК «ДОБРО И ЗЛО»


Направленность изображений Добра и Зла (в баллах): 3 – на человека с его изображением в рисунке Добра и в рисунке Зла; 2 – на человека с его изображением, но только по одной из категорий (Добро или Зло) или содержание изображений связано с животными; 1 – рисунки Добра и Зла направлены на материальные объекты.

Обобщенность понятия, иллюстрируемого поступком (в баллах): 5 – уровень обобщенных нравственных норм, где Добро и Зло выступают как некоторые универсальные понятия, отраженные в сюжете; 4 – символический уровень, где понятия Добра и Зла изображены в качестве абстрактных символов; 3 – метафоричный уровень, где понятия Добра и Зла определяются через сказочные сюжеты или исторические события; 2 – конкретный уровень, где понятия Добра и Зла воплощены в конкретных поступках или ситуациях; 1 – допонятийный уровень, где сюжеты не связаны с понятиями Добра и Зла или изображены конкретные поступки без нравственного содержания.

Эмоциональная значимость (в баллах): 3 – понятие изображено цветом, прорисовано, есть детали и точность изображения; 2- понятие не детализировано, но прорисовано цветом; 1 – набросок понятия, изображенного одним цветом.

Использование цвета (в баллах): отметить в графе использованные цвета для изображения Добра и Зла.

Противопоставление понятий (в баллах): 4 – общий рисунок, иллюстрирующий Добро и Зло во взаимодействии; 3 балла – понятия разделены на листе или изображены на разных листах; 2 – понятия изображены отдельно, но без деления листа; 1 – изображено только одно из понятий или оба понятия не связанные по смыслу.

Доминирование понятия (в баллах): 4 – доминирование Добра по критериям цвета, тщательности изображения, размеру; 3 – незначительный перевес Добра; 2- отсутствие доминанты; 1 – доминирование Зла.

Ж – желтый, Кр – красный, 3 – зеленый, С – синий, К – коричневый, Ч – черный.

Респондент: Паша, 5 лет, посещает детский/сад


Ответы на вопросы:

1. Добро – облака, домик, крышу нарисовал, человечек; Зло – человек со щитом.

2. В домике человек, а здесь злой человек.

3. Добрый защищает Добро; злой добивается плохого.

4. Добро – это когда побеждают.

5. Победа над врагами, потому что враги слабые.

6. Зло – это когда умирают.

7. Убивать – это самое злое, потому что убивать это плохо, это только зло, самое страшное.

8. Добро, потому что оно хорошее.


Анализ:

1) рисунок Добра направлен на человека косвенно, доминирует материальный объект (2 балла); по изображению Зла – направленность на человека и изображен человек (3 балла);

2) уровень обобщенности для Добра – изображение конкретной ситуации, где смысл Добра не очевиден (1 балл), для изображения Зла уровень обобщения выше. Хотя изображено конкретное действие, но дополняющий рисунок уровень рассуждений позволяет оценить рисунок как обобщенную нравственную норму («Убивать – это самое злое, потому что убивать это плохо, это только зло, самое страшное») – 5 баллов.

3) эмоциональная значимость Добра (1 балл) и Зла (1 балл);

4) цвет использован неадекватно в изображении Добра (1 балл) и адекватно в отношении Зла (2 балла);

5) Добро и Зло изображены на разных сторонах одного листа, противопоставлены друг другу (3 балла);

6) в рисунке незначительно доминирует Добро (3 балла).

Общее количество баллов: 25 баллов, что соответствует высокому уровню развития морального мышления и нравственных эталонов для дошкольника.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Новое на сайте

>

Самое популярное